Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы / направленность: ______________________________________________
Авторы-составители: __________________________________________________________
№ п/п | Критерий оценивания | Степень выраженности соответствия критерия в баллах | Примечание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
I. | Инвариантные базовые критерии оценки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | ||||||
1. | Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы | ||||||
2. | Представленность в программе структурных элементов (компонентов), отражающих комплекс основных характеристик программы и организационно-педагогических условий | ||||||
3. | Обоснованность и целесообразность целеполагания | ||||||
4. | Педагогическая обоснованность логики построения программы и соответствие содержания, форм и используемых технологий реализации программы ее целям и задачам | ||||||
5. | Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности, методов контроля и их направленность на объективную оценку уровня освоения обучающимися программы | ||||||
6. | Конкретность описания технологии реализации программы, ее ресурсная обеспеченность (информационно-методическая, материально-техническая, кадровая, организационная) | ||||||
7. | Стиль и культура оформления программы (стилистика изложения программы: официально-деловой стиль документа; современность и обоснованность использования педагогической терминологии) | ||||||
II. | Вариативные критерии, учитывающие современные тенденции обновления содержания и технологии дополнительного образования детей, определяющие инновационный характер проектирования и реализации общеобразовательной общеразвивающей программы | ||||||
8. | Разноуровневость построения и реализации программы с наличием выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и/или траекторий обучающихся с учетом их конкретных интересов, возможности выбора режима и темпа освоения программы | ||||||
9. | Сетевой характер реализации программы с использованием разнообразных ресурсов социального партнерства (организаций науки, культуры, спорта и физической культуры, общественных детско-взрослых сообществ и сетевых профессиональных сообществ, сферы бизнеса) | ||||||
10. | Определено содержание программы в соответствии с образовательными возможностями и потребностями конкретной категории обучающихся, социальными запросами и потребностями семьи (в том числе реализация задач инклюзивного образования и поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности) | ||||||
11. | Организация образовательной деятельности на основе модульного принципа построения учебных планов и содержания программы | ||||||
12. | Наличие методических и дидактических материалов, предполагающих доступность для детей с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей (в том числе учитывающих особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом) | ||||||
13. | Использование электронных ресурсов для развития разных категорий обучающихся (использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) | ||||||
14. | Проектирование содержания и технологий реализации программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей | ||||||
15. | Представленность содержания и технологий реализации программы, направленных на поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования | ||||||
16. | Размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети интернет |
Рекомендации эксперта по программе: ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма экспертного листа включает пятибалльную оценку выраженности каждого критерия и рекомендации эксперта
Критерии экспертной оценки
дополнительных общеобразовательных программ
№ п/п | Критерий оценивания | Краткое описание критерия |
I. | Инвариантные базовые критерии оценки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | |
1. | Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы | Представлено описание актуальных проблем развития образования в Российской Федерации и мире, потребностей общества и детей данного возраста, на решение которых направлена программа. Описана направленность программы на реализацию требований нормативно-правовых и стратегических документов на уровне государства, региона, муниципалитета и уровень реализации этих требований в содержании и формах организации образовательной и воспитательной деятельности с обучающимися. Дается обоснование педагогической целесообразности выбора средств обучения и воспитания, направленных на достижение планируемых результатов. Описаны отличительные особенности образовательной программы от уже существующих в этой области. |
2. | Представленность в программе структурных элементов (компонентов), отражающих комплекс основных характеристик программы и организационно-педагогических условий (в соответствии с требованиями, обозначенными в нормативных документах и методических рекомендациях) | Представлены основные характеристики образования (объем, содержание, планируемые результаты и т. д.) и организационно-педагогические условия (формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, оценочные и методические материалы, а также иные компоненты) |
3. | Обоснованность и целесообразность целеполагания | Представленные цель и задачи сформулированы на основе анализа состояние образовательного процесса, индивидуальных и возрастных особенности детей. Цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи обеспечивают достижение цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности |
4. | Педагогическая обоснованность логики построения программы и соответствие содержания, форм и используемых технологий реализации программы ее целям и задачам | Содержание программы соответствует особенностям развития обучающихся, их возрастным характеристикам и уровню готовности к овладению предлагаемого содержания и форм деятельности. Содержание разделов и тем излагается в последовательности соответствующей структуре учебного плана. Используемые формы организации образования и педагогические технологии обеспечивают овладение обучающимися предлагаемым содержанием, умениями и навыками |
5. | Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности, методов контроля и их направленность на объективную оценку уровня освоения обучающимися программы | Критерии оценки результативности соответствуют поставленным цели и задачам образовательной программы. Методы и формы контроля соответствуют содержанию и направленности программы. Описаны условия проведения форм контроля, обеспечивающие объективность оценки уровня освоения обучающимися программы. Представлен механизм, обеспечивающий педагогу (администрации) возможность для принятия педагогических и управленческих решений по повышению эффективности реализации образовательной программы (внесение изменений в цели, задачи, содержание, формы и результаты программы) |
6. | Конкретность описания технологии реализации программы, ее ресурсная обеспеченность (информационно-методическая, материально-техническая, кадровая, организационная) | В содержании отражены нормативно-правовые документы и учебно-методические материалы, на основе которых разработана программа, перечислены информационные источники для педагогов и обучающихся. В программе имеется описание организации образовательного процесса (сроки, форма, режим работы). В программе представлены технологии, методы обучения и воспитания, используемые для ее реализации. В программе отражено материально-техническое обеспечение. Дается описание качественных характеристик кадрового состава, необходимого для реализации программы (оценивается при наличии) |
7. | Стиль и культура оформления программы (стилистика изложения программы: официально-деловой стиль документа; современность и обоснованность использования педагогической терминологии) | Программа написана грамотным языком в официально-деловом стиле. Используемые понятия, подходы и концепции не противоречат педагогической логике изложения и содержат указания на авторов и литературные источники. Оформление таблиц, рисунков и списка литературы соответствует, предъявляемым требованиям и действующим ГОСТам |
II. | Вариативные критерии, учитывающие современные тенденции обновления содержания и технологии дополнительного образования детей, определяющие инновационный характер проектирования и реализации общеобразовательной общеразвивающей программы | |
8. | Разноуровневость построения и реализации программы с наличием выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и/или траекторий обучающихся с учетом их конкретных интересов, возможности выбора режима и темпа освоения программы | В программе представлено описание разных уровней сложности учебного материала и соответствующих им достижений (результатов) обучающихся, представлены организационные механизмы включения обучающихся на каждый уровень сложности и дается характеристика особенностей проведения форм контроля и используемого контрольно-измерительного материала для каждого уровня сложности. Описываются особенности организации (формы, методы и технологии) индивидуальных образовательных маршрутов и/или траекторий обучающихся, ориентированных на реализацию их конкретных интересов, обеспечивающих возможность выбора режима и темпа освоения программы |
9. | Сетевой характер реализации программы с использованием разнообразных ресурсов социального партнерства (организаций науки, культуры, спорта и физической культуры, общественных детско-взрослых сообществ и сетевых профессиональных сообществ, сферы бизнеса) | В программе представлен механизм (алгоритм) сетевого взаимодействия с социальными партнерами (организации науки, культуры, спорта и физической культуры, общественных детско-взрослых сообществ и сетевых профессиональных сообществ, сферы бизнеса), описаны ресурсы, используемые социальными партнерами в достижение поставленных целей и задач, представлены социальные эффекты участников сетевого взаимодействия |
10. | Определено содержание программы в соответствии с образовательными возможностями и потребностями конкретной категории обучающихся, социальными запросами и потребностями семьи (в том числе реализация задач инклюзивного образования и поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности) | Представлен анализ образовательных возможностей и потребностей конкретной категории обучающихся, социальных запросов и потребностей их семей. В описании содержания, форм и метод реализации программы учтены психофизиологические особенности детей с особыми образовательными потребностями конкретной категории: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети из группы социального риска, дети из семей с низким социально-экономическим статусом, одарённые дети. Программой предусмотрены специальные условия обучения и воспитания данной категории (управленческие, кадровые, психологические, методические, материально-технические и организационные). Также в программе отдельно могут быть представлены задачи инклюзивного образования, поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности |
11. | Организация образовательной деятельности на основе модульного принципа построения учебных планов и содержания программы | Наличие в программе образовательных модулей (как относительно самостоятельных, логически завершенных, структурированных частей образовательной программы), обеспечивающих возможность выбора вариативного образовательного маршрута как для объединения в целом, так и для отдельного обучающего с целью достижения результатов образовательной программы. Описаны организационно-методические, психолого-педагогические механизмы и условия реализации модульного принципа |
12. | Наличие методических и дидактических материалов, предполагающих доступность для детей с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей (в том числе учитывающих особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом). | В программе представлены методические и дидактические материалы, обеспечивающие доступность их использования для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей (в том числе учитывающих особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом) или с учетом особенностей конкретной категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья |
13. | Использование электронных ресурсов для развития разных категорий обучающихся (использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) | В программе дается описание используемых в образовательном процессе электронных ресурсов, обозначены особенности их использования различными категориями обучающихся, показана взаимосвязь электронных ресурсов с содержательными разделами программы |
14. | Проектирование содержания и технологий реализации программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. | Содержание программы отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности, которые представлены в описании результатов, форм и методов обучения и воспитания |
15. | Представленность содержания и технологий реализации программы, направленных на поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования | В программе представлено описание совместной деятельности педагогов, детей и родителей, направленной на реализацию целей и задач программы, характеризуются механизмы и способы, обеспечивающие организацию совместных (семейных, детско -взрослых) практик, представлены социальные эффекты для всех участников совместной деятельности |
16. | Размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети интернет. | В программе представлен перечень методических и дидактических материалов, размещенных на ресурсах в информационно-коммуникационной сети интернет с указанием электронных ссылок |
Источники:
-Методические рекомендациидля педагогов дополнительного образования детей«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», утверждённые коллегией Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23 июня2021 года» 4/4;
-Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУДО «ЦДЮТТ».