Центр детско-юношеского технического творчества

Дизайн-студия “ПРИРОДА ЦВЕТА”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

                Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения Дизайн-студия «ПРИРОДА ЦВЕТА» разработана в соответствии  с нормативно-правовыми документами в области образования:

– Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

-Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. № 1726р.

-Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении  порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242).

– Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 8 9.2015 № 613-н.

– Постановления Главного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г №41 «Об утверждении. Сан ПиН 2.4.4.3172-14»Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

-Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского технического творчества» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

При составлении программы использованы

-Дополнительная образовательная программа по декоративно прикладному искусству, автор разработчик Сидоренко М. В. 

 -Авторская программа «Диалог искусств»  (использована фрагментарно)

Направленность программы

Направленность программы художественно эстетическая. Создана с целью расширения художественного кругозора детей от 5 лет, развития у них способности к активному сопереживанию произведениям искусства и явлениям действительности, а также развития ассоциативного мышления, формирования личностного, эмоционального отношения к художественным произведениям.      

Актуальность программы:

Данная программа «Природа цвета» направлена на формирование творческой личности в процессе обучения основам декоративно-прикладного искусства и изобразительной деятельности.

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 29.07.2017 г. № 234» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах».

  На Форуме «Таврида» в Крыму Президентом РФ подчеркнута  необходимость нормативно-правового регулирования и оказания Государственных услуг в сфере народных промыслов и разработать использование изделий народных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей.

Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Стратегии развития

воспитания в РФ на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства

РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р П.10

Проведение детских фестивалей, конкурсов, соревнований и иных мероприятий, направленных: на гражданское воспитание; на патриотическое воспитание; на духовно-нравственное воспитание; на физическое воспитание; на трудовое воспитание; на экологическое воспитание , на приобщение детей к культурному наследию.

Актуальность программы «Природа цвета» в том, что ее освоение дает обучающимся возможность познакомиться с разными видами прикладного искусства и народными промыслами. Реализация программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие художественного вкуса.

Новизна программы

Новизна дополнительной образовательной программызаключается в том, что она предоставляет возможность обучаться в детских учреждениях дополнительного образования  с 5 летнего возраста и освоить декоративно-прикладное  искусство  как  предмет,  позволяет   развить  творческие  способности  и художественный  вкус, научить создавать полезные  и  прекрасные предметы,  укрепить  историческую память.

Способствовать созданию условий для формирования творческой личности, развития наглядно-образного мышления. Оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека – рабочего, ученого, инженера, художника, представителя творческой профессии.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей и подростков посредством овладения декоративно-прикладным и изобразительным искусством. 

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить основам декоративно прикладного искусства и изобразительной деятельности и основам композиции.
  • обучить правильно использовать инструменты в процессе работы
  • обучить правилам использования цвета в композициях
  • научить выбирать последовательность операций при  изготовлении изделий.
  • Научить работать с эскизом

Воспитательные:

· воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

· воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных

задач;

· воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;

· воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.

Развивающие:

· развивать моторику рук;

· развивать идейно-художественное мышление;

· развивать самостоятельность при выборе и изготовлении изделий.

Срок реализации программы 4 года

.

Уровни обучения.

На основании Методических рекомендаций по проектированию дополнительных

Общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242)

Содержание и  материал программы дополнительного образования детей организованы по принципу дифференциации исоответствия с уровнями сложности:

1 «Стартовый уровень»- общедоступные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы, предлагаемого для освоения

учащимися на первый год обучения.

2 «Базовый уровень»- использование форм организации материала для усвоения

Специальных знаний, гарантирующих освоение целостного тематического

содержания программы для последующих лет обучения

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

  • Начальные сведения о видах декоративно – прикладного и изобразительного искусства
  • Понятие моделирование и конструирование
  • Уметь различать виды красок и техник в рисовании
  • Различать и правильно использовать материалы и инструменты в работе
  • Правила техники безопасности
  • Основные виды и свойства материалов используемых в работе,
  • основы цветоведения

Должны уметь:

  • Выполнять эскизы к работам, декорировать, моделировать изделия
  • Рисовать различными видами красок и техник
  • Использовать знания цветоведения в работе с материалами и красками
  • Создавать декоративную композицию и переводить в материал

Количество учащихся в одной группе 20 человек. Для развития навыков творческой работы, предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации обучения.

Продолжительность, формы и режим занятий

-Занятия (коллективные или индивидуальные)

-Занятия с дифференцированным подходом (деление учащихся на подгруппы по 8-10 человек)

-Интегрированные занятия (два педагога объясняют одну тему, например, _художник и 

фотограф)

– Итоговые, сменные или тематические экспозиции творческих работ учащихся

-Проведение открытых занятий, творческих лабораторий и мастерских в рамках

Проекта МБУДО «ЦДЮТТ» по интеграции дополнительного, общего и высшего

образования.

-Участие в муниципальных,  региональных, всероссийских, международных конкурсах, 

фестивалях, выставках.

-Внеаудиторные занятия (пленер)

-Фото и видео съемка,

 -Экскурсии

Знакомство с деятельностью профессиональных коллективов, мастерских и ателье

Программа рассчитана на 4 года обучения. Два года для детей 5-7 лет, принимаются все дети без предварительного отбора. И два года для детей более старшего возраста от 8 лет и старше. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).

Педагогические технологии:

-Игровые технологии

-Развивающее обучение

-Проблемное обучение 

-Обучение в группах

-Коллективное обучение

-Дифференцированное обучение

-Интегрированное обучение (когда два педагога по смежным дисциплинам ведут один 

урок)

Методы обучения

-словесные,

-визуальные

-практические

Формы и методы контроля

Формы и методы контроля, применяемые в ходе реализации программы, это  педагогическое наблюдение и педагогический анализ;

– тестирование обучающихся промежуточное, итоговое;

– анкетирование обучающихся;

– анкетирование родителей;

– оценочные листы в проектах;

– диагностика освоения материала;

– результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и др.

Формами подведения итоговой аттестации по программе являются выставки, участие в конкурсах.

Программа условно  разделена  на  две  части:

1-2 год обучения (5-7 лет) – введение  в  декоративно – прикладное  искусство.

Дети знакомятся  с разными  видами  декоративно – прикладного  искусства,

разнообразием  материалов  и  техник,  получают  элементарные  навыки  работы 

с  инструментами  и  материалами. По пяти  разделам  программы  дети  получают 

общие  представления  о  декоративно-прикладном  искусстве  в зависимости от 

материалов.

1 раздел – декорирование из природных материалов

2 раздел – художественно- декоративное рисование, текстиль.

3 раздел – моделирование из бумаги, оригами

4 раздел – ткачество и плетение из бумаги и природных материалов

5 раздел – каллиграфия

В детских учреждениях дополнительного образования декоративно-прикладное  искусство  как  предмет позволит   развить  творческие  способности  и художественный  вкус. Научить создавать полезные  и  прекрасные предметы,  укрепить  историческую память. Это  особенно актуально  в настоящее время, когда  духовные и  культурные  ценности  во  многом  оказались  приниженными  в силу  сложившейся  экономической ситуации  в стране.

Образовательный  курс  ’’введения  в  декоративно-прикладное  искусство’’ на  первом и втором  году обучения включает в себя  несколько  разделов и предоставляет возможность познакомить детей  с  разными   видами  декоративно-прикладного  искусства, разнообразием  материалов и техник. Прикладное  творчество  неразрывно связано   с  изобразительным искусством. Так, например, в декоративной  живописи  и декоративной  скульптуре  мы  смело применяем критерий  художественного  образа. Но основная  задача курса  ДПИ  раскрыть смысл  прикладного искусства, произведения  ДПИ  не просто   украшенная  вещь, а художественный  образ. И не просто художественный  образ, а предмет неразрывно  связанный со средой, в которой он находится.  А также  назначением этого предмета, художественный облик  которого зависит  от  материала. Обучение базируется  преимущественно  на  интуитивной  деятельности, с  переходом  к  сознательному  осмыслению  творческих  задач. Деятельность    педагога  направлена на  формирование  у  детей  первоначальных  представлений  о гармонии  в  цвете  и  композиции.  А также  помогать  выражать  свою  индивидуальность  в работах, стимулировать  художественную  деятельность  ребенка, так чтобы  он  испытывал  удовольствие  от  выполнения  задания. Темы  заданий   должны  быть  не сложными  и краткосрочными. Выполняются  за  2-3 часа, это  обуславливается  психолого-физиологическими  особенностями  детей 5-7 летнего  возраста.  Наряду с  заданиями по копировке  образцов   народных  промыслов   дети  создают  и свои  композиции  с  использованием  уже  изученных  приемов  стилизации  образов.

Вторая часть:

3-4 год обучения (7-10 лет) – основы  декоративно – прикладной  композиции.

Дети  расширяют  и  углубляют  свои  представления  о видах  ДПИ  по  пяти 

разделам. А  так же  знакомятся  с  основами  декоративной  композиции, ее 

особенностями  и  возможностями. Учатся приемам  стилизации,  выполнению 

заданий  по  декоративно – прикладной  графике, задачи  постепенно  усложняются. Предлагаются  темы  с  предварительной  эскизной  работой, обучая детей  предопределить конечный  результат, планировать  ход работы. Но по – прежнему  используется  только  один  технический  прием.

В  создании  художественного  образа  средством  выразительности  для детей  служит  пластический  объем, цветовая гамма   чаще  всего отсутствует.

В разделе  художественной  обработки  ткани  входит  изучение  ремесел, 

объектом  оформления  которых  является  текстиль. Это  и  художественная  роспись  ткани  с  элементами  батика, и  вышивка, и  аппликация.

Вышивка  –  один  из  интереснейших   видов   ДПИ. Она  сконцентрировала 

самые  лучшие  помыслы  человека. Форм  и  образов, которые  дети  пытаются 

перенести в  свои  эскизы. В  первый  год  обучения  дети  знакомятся  с 

инструментами  и  материалами, выполняют  не  большие  мотивы  счетной  и 

вольной вышивки  по  готовому  образцу.

На  второй  год  обучения  дети  выполняют  орнамент   в  полосе  и  мотив 

по  эскизу  собственного  сочинения  для  вышивки  крестом  на  основе

стилизованных  народных  образов  затем  выполняют  работу  в  материале.

Третий  и  четвертый  год обучения   дети  изучают  приемы  декорирования 

ткани  аппликацией, применяя основные  правила  построения  декоративной 

композиции и  стилизации  растительных  и  животных  форм,  затем  переходят  к 

росписи  ткани. Так  как   особенностью  произведений  ДПИ  является 

взаимосвязь  формы  и материала,  декора  и  техники  исполнения,  то 

предлагаются   и  различные  задания  по  прикладной   графике,  в  которых 

приобретают  навыки  стилизации  форм,  цвета,  ритма  в  зависимости  от 

технологии. Например: для  батика  и  аппликации   основной  стилистический 

язык – это   пятно, для   ткачества и  плетения – полоска.

В  ткачестве  основной  материал – это   нить. В  начале  дети  знакомятся  с 

производством нитей, волокон, их  составом  и  свойствами. Учатся  техническим   приемам  работы  с  нитками, изготавливают   мягкую игрушку  из 

помпушек. В первом   классе   дети  знакомятся  с  процессом   создания   полотна  

из  бумажных  полосок   полотняным  переплетением. Затем  выполняют  круглый 

коврик  в  материале.

В  разделе плетения  дети  обучаются  разным  приемам  переплетения 

нитей: макраме  и  фриволитэ. Выполняя  несложные  композиции  по  образцу,

учащиеся  получают  технические   навыки  работы  с  нитками.  На  третьем  и 

четвертом  году  обучения  предлагается   знакомить  детей  с  более  сложными 

видами   переплетений (коклюшечные  и   кружева)  требующие  предварительной 

эскизной  работы   с  элементами   стилизации, по  предложенным  готовым 

образцам.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

  Наименование темыКол-во часов. 
Общ.ТеорПрактФорма контрол
1Беседа о значении ДПИ в жизни человека. ПТБ22
2Декоративная тарелка “Листочки как живые”. Технический приём – пластилин и семена.44 
3Рельеф, орнамент в круге44 
4Рельеф. Пейзаж.413 
5Стилизация животных, эскизирование.413 
6Выполнение в материале.88 
7Основы каллиграфии44 
8Выполнение композиции по образцу44 
9Орнамент в полосе (аппликация).84 
10Декоративная композиция (аппликация).413 
11Художественный образ в декоративном исполнении (гуашь).44 
12Снежинки – художественный образ.88 
13Знакомство с текстилем. Свойства ткани. Аппликация из ткани.413 
14Вышивка – виды и формы. Техника рисования крестом.413 
15Вышивка крестом.1212 
16Ткачество. Основа, уток.411 
17Круглый коврик. Солнечное ткачество.2020 
18Роспись ткани. Батик.817 
19Урало-сибирская роспись.88 
20Плетение. Макраме.12111 
21Плетение на коклюшках16115 

36нед. 4ч.=144ч.

2 год обучения

 Название темычасытеорпроактФорма контр
1Правила техники безопасности22  
2Декоративная композиция. Цвет.44 
3Худ. образ в декоративной композиции “Осень”.44 
4Декоративная композиция. Сказочный герой. (Фактура).44 
5Эскиз рельефа к сказке.44 
6Исполнение рельефа.826 
7Орнамент в квадрате. Батик.44 
8Эскиз для вышивки крестом. Птица.413 
9Счётная вышивка. Стилизация растительных форм.413 
10Практическая работа по вышивке.3232 
11Ткачество. Эскиз.44 
12Подготовка основы на станке.44 
13Практическая работа по плетению гобелена.3232 
14Плетение. Бисер. Нарядный русский костюм. Ювелирные изделия.413 
15Выполнение практической работы.2020 

36 нед.*4ч.=144 ч.

3 год обучения

    Кол-во часов.    
Наименование темыОбщ.ТеорПракт.Форма конрт 
2Декоративная композиция “Букет” (аппликация)44  
3Орнамент “Растительный”. Гуашь.66  
4Плоский рельеф. Геометрический орнамент (пластилин) 22   
5Чугунные кружева (каслинское литьё).66  
6Декоративная скульптура – сувенир: знак года.44  
7Роспись ткани “Салфетка” (завязывание узлов).44  
8Аппликация из ткани. Декоративная композиция из геометрических форм.66  
9Роспись. Хохлома. Гуашь.88  
10Вышивка. Мережка. Салфетка – рушник.88  
11Круглый гобелен. Полот. и сум. пер.1010  
12Плетение. Кружева.88  

36 недель*4ч=144ч.

4 год обучения

Наименование темыОбщтеорияпрактФорма конрт
1Правила техники безопасности22  
2Особенности декоративной композиции413 
3Декоративная композиция “Осень”, “Зима”1212 
4Лепка “Декоративное животное” на основе готовой утилитарной формы1212 
5Лепка “Живой дом”44 
6Аппликация из ткани. Цветные лоскутки2020 
7Декоративный портрет. Прикладная графика88 
8Роспись ткани по солевой грунтовке2424 
9Декоративное животное (графич. композ.)1212 
10Вышивка вольная2020 
11Художественная обработка ткани. Панно “Цветы”1212 
12Плетение – кружева на коклюшках.88 

36нед*4ч=144

Содержание курса.

1 класс.

  1. Тема: значение ДПИ в жизни человека. ДПИ как вид искусства. Виды ДПИ по материалам и средствам.

Цель: Знакомство с видами ДПИ по репродукциям и образцам (Роспись, ХОТ, декоративная скульптура).

Задачи: Определить по репродукциям виды ДПИ.

Дидактический материал: альбомы и слайды по ДПИ, а также предметы искусства – кружево, батик, керамика, роспись.

  1. Тема: декоративная скульптура “Листочки как живые”.

Цель: знакомство с пластическим материалом (пластилин). Смешивание цветов в пластилине. Приём изображения – оттиск, пластилин. Скульптура – отражение жизни в материале. Красота жизненных форм и красота материала.

Задачи: закомпоновать “Листья”, познакомить с приёмом изображения – оттиск.

Дидактический материал: альбом по искусству, гербарий, декоративные композиции из листьев.

  1. Тема: Рельеф.

Цель: виды рельефов (барельеф, горельеф). Основание в рельефе.

Задачи: выкладывание рельефа из жгута, из одноцветного материала.

Дидактический материал: натюрморты, пейзажи, альбом по ДПИ, медальоны, рельефы.

  1. Тема: Рельеф. Орнамент в круге.

Цель: стилизация животных. Построение орнамента в круге. Композиция цветная, контрастный цвет.

Задачи: выкладывание рельефа в круге из цветного пластилина.

Дидактический материал: орнаменты.

  1. Тема: Круглая декоративная скульптура. Стилизация.

Цель: стилизация животных. Выделить главные признаки и упростить общую форму в лепке. Изображение сказочных героев в круглой скульптуре. Звери в одежде как люди, на задних лапах. Контрастность эмоциональной окраски. (Злой, добрый).

Задачи: вылепить сказочного героя (зверя), злой и добрый лев.

Дидактический материал: иллюстрации книг, сказки, игрушки, дымковская игрушка.

  1. Тема: Дымковская игрушка.

Цель: история создания промысла. Основные принципы и особенности данного промысла. Технические приёмы лепки. Создание образа.

Задачи: образ близкий детям (учитель, мама и т.д.). Воплощение образа в технике дымковской игрушки.

Дидактический материал: образцы дымковской игрушки, репродукции.

  1. Тема: Новый материал – тесто

Цель: познакомить с техническими особенностями работы с тестом, приемами оттиска, жгута, вытягивания формы из целого куска, вырезания по шаблону.

Задачи: создание художественного образа: “Волшебник Кисточка”, “Гномики” и т. д.

Дидактический материал: образцы изделий и книга “Тесто”.

  1. Тема: Роспись фигурки из теста

Цель: познакомить с техническими приемами росписи гуашью. Подбор цветовой гаммы.

Задачи: завершение работы над художественным образом в цвете.

Дидактический материал: образцы изделий народных промыслов.

  1. Тема: Орнамент

Цель: познакомить с понятиями “орнамент, рапорт, цветовая гармония в орнаменте”. Научить основным навыкам работы с ножницами и бумагой. ПТБ.

Задачи: выполнить несложный геометрический орнамент “Половичок”, “Пояс” с применением приема разрезания бумаги по прямой линии.

Дидактический материал: образцы народных орнаментов, цветовой круг.

1.10    Тема: Художественный образ в декоративной композиции (гуашь)

Цель: создать эмоционально-контрастные образы, пользуясь цветом на основе одной формы. Навыки работы с шаблонами. Теплый и холодный колорит.

Задачи: создать образы доброго и злого волшебника.

Дидактический материал: цветовой круг.

  1. Тема: Декоративная композиция (аппликация)

Цель: научить приемам силуэтного вырезания аппликаций из бумаги. Стилизация форм на плоскости, образ в цветовой среде, понятие контрастных цветов. Основные способы компоновки элементов композиции на листе.

Задачи: создать свободную композицию в технике аппликации на темы “Детский мир”, “Игрушки”, “Подарки”.

Дидактический материал: мозаика по композиции, образцы силуэтного вырезания.

  1. Тема: Снежинки – художественный образ

Цель: научить основным приемам вырезания снежинок шести- восьми лучевых. Компоновка снежинок на листе с целью создания художественного образа Снеговика, Снегурочки, Метелицы.

Задачи: коллективная работа по созданию художественного образа.

Дидактический материал: альбомы по ДПИ, кружевные изделия.

  1. Тема: Знакомство с текстилем.

Цель: познакомить с разными видами текстиля по способу их производства. Свойства и состав волокон. Трикотаж, войлок, ткань. Способы художественной обработки текстиля.

Задачи: аппликация из ткани, особенности работы ножницами при раскрое. Геометрический орнамент.

Дидактический материал: альбомы по ДПИ, образцы изделий народных промыслов.

  1. Тема: Вышивка

Цель: познакомить с вышивкой как видом ДПИ (художественного оформления ткани). Счетная и вольная вышивки, их особенности. ПТБ работы с инструментами.

Задачи: выполнить технический рисунок для вышивки крестом по образцу.

Дидактический материал: альбомы по ДПИ, образцы изделий народных промыслов.

  1. Тема: Вышивка крестом

Цель: познакомить с материалами и инструментами и последовательностью выполнения вышивки по техническому рисунку.

Задачи: выполнить несложный мотив в технике вышивки крестом.

Дидактический материал: инструкционные карты по вышивке.

  1. Тема: Ткачество. Основа и уток

Цель: познакомить с ткачеством как видом ДПИ. Ковры и гобелены. Промышленное и ручное изготовление ковров.

Задачи: плетеный коврик из бумажных ленточек.

Дидактический материал: альбомы по ДПИ, образцы изделий народных промыслов.

  1. Тема: Солнечное ткачество. Круглый коврик

Цель: познакомить с особенностями солнечного ткачества, научить натягивать основу и выполнять полотняное переплетение.

Задачи: изготовить круглый коврик в технике солнечного ткачества.

Дидактический материал: образцы готовых изделий.

  1. Тема: Роспись ткани. Батик

Цель: познакомить с видом ДПИ батиком. Основные исторические сведения. Батик и его виды. ПТБ работы с красителями.

Задачи: освоить приемы окраски ткани способом завязывания узелков. Изготовление салфетки.

Дидактический материал: альбомы по ДПИ, образцы изделий с росписью.

  1. Тема: Роспись. Урало-сибирская роспись.

Цель: познакомить с росписью как видом ДПИ. Основные исторические сведения, научить основным техническим приемам росписи (гуашь).

Задачи: выполнить открытку с элементами урало-сибирской росписи.

Дидактический материал: альбомы по ДПИ, образцы изделий с росписью.

  1. Тема: Плетение. Макраме

Цель: плетение как способ изготовления полотна. Знакомство с основными техническими приемами плетения макраме.

Задачи: освоить плетение основных узлов (репсовый, двойной плоский). Выполнить браслеты в технике макраме.

Дидактический материал: инструкционные карты по плетению.

2 год обучения

2.1.     Тема: Декоративная композиция. Цвет.

Цель: композиционный центр, его значения в худ. произведении. Цвет – средство художественной выразительности в композиции.

Задачи: создать художественный образ из растительного материала, разобрать по цвету листья в холодном и теплом колорите.

Дидактический материал: “Чудесная мастерская” Копышева, “Учись рисовать” Столбовская.

2.2.     Тема: Художественный образ в декоративной композиции.

Цель: стилизация образов из жизни. Композиция из осенних листьев и других засушенных растений.

Задачи: (см. п. 1)

Дидактический материал: (см. п. 1)

2.3.     Тема: Декоративная скульптура.

Цель: декоративное панно в скульптуре (медальоны, декоративные украшения настольных часов, блюдо и т. д.).

Задачи: рельефное изображение пейзажа (технический прием – оттиск), материал – цветной пластилин.

Дидактический материал: образцы лепки “фактура”.

2.4.     Тема: Рельеф.

Цель: выкладывание лепного рельефа из одноцветного пластилина.

Задачи: изображение на медальоне символа года по гороскопу, или натюрморта, пейзажа и т.д.

  • Тема: Рельефная композиция в материале.

Цель: тематическая композиция в технике рельефа и оттиска из одноцветного пластилина. Фон – оттиск – художественный образ – рельеф.

Задачи: “Моя любимая сказка”, декоративное полотно из одноцветного пластилина.

Дидактический материал: книга “Изделия из теста”.

  • Тема: Барельеф “Маска”

Цель: анатомия маски человека или животного. Знакомство с масками разных народов.

Задачи: создать художественный образ в маске (добро и зло)

Дидактический материал: А. Образцов “Моя кунсткамера”.

  • Тема: Орнамент в квадрате (батик)

Цель: геометрический орнамент в квадрате. Композиция декора платка. Особенности росписи ткани.

Задачи: эскиз для росписи платка (геом. орнамент) (тех. аплик.)

Дидактический материал: образцы изделий (батик).

  • Тема: Счетная вышивка.

Цель: разновидности счетной вышивки. (Крест, вилейно-гепюрная, мережка). Снежинки на картоне по готовому рисунку.

Задачи: выполнить чертёж по картону и создавая худ. образ вышить панно.

Дидактический материал: образцы счётной вышивки.

  • Тема: Эскиз для вышивки крестом.

Цель: особенности эскиза для вышивки крестом. Любой рисунок перевести в технику вышивки крестом по бумаге в клетку.

Задачи: выполнить эскиз для вышивки полотенца или салфетки.

  • Тема: Практическая работа по вышивке.

Цель: перенос рисунка на ткань, разметка, раскрой.

Задачи: практическое выполнение вышивки.

  • Тема: Ткачество. Эскиз.

Цель: особенности изображения в гобелене. Создание композиции с учетом технологических особенностей гобелена.

Задачи: выполнение эскиза в цвете (для гобелена).

  • Тема: Подготовка основы на раме.

Цель: правила натяжки основы для гобелена.

Задачи: практическое выполнения натяжки основы.

  • Тема: Полотняное переплетение.

Цель: подбор вида переплетения для изображения в гобелене.

Задачи: выполнение гобелена по эскизу с полотняным переплетением.

  • Тема: Плетение.

Цель: на выбор или бисер, макраме, коклюшки (ювелирные изделия).

Задачи: практическое выполнение брошки в техники макраме или бисером.

  • Тема: Выполнение практической работы.

Цель: на выбор или бисер, макраме, коклюшки (ювелирные изделия).

Задачи: практическое выполнения брошки в технике макраме или бисером.

3 год обучения

  • Тема: Декоративная композиция “Букет”.

Цель: закрепить умение создавать композицию из готовых форм, выделить центр композиции и колористической гармонии.

Задачи: создать уравновешенную композицию из растительных форм. Способ отпечатка листьев с помощью красок с черной обводкой тушью (акварель, формат А3).

  • Тема: Орнамент (растительный).

Цель: закрепить навыки выполнения орнамента в полосе. Развить умение организации растительных форм (стилизации) используя геометрические фигуры.

Задачи: создать узор из геометрических фигур растительного орнамента в полосе (гуашь).

  • Тема: Рельеф. Геометрический орнамент.

Цель: закрепить навыки построения орнамента в круге и стилистического синтезирования художественного образа.

Задачи: создать декоративную композицию в круге из геометрических фигур. Образ сказочного животного. Технический приём – вырезание из пластилина стеком, в контрастном цвете.

  • Тема: Чугунные кружева.

Цель: познакомить с каслинским литьём. Закрепить знания о геометрическом орнаменте на примере каслинского литья. Дать понятия ритма и раппорта.

Задачи: выполнить фрагмент чугунной изгороди (пластилин, жгут).

  • Тема: Декоративная скульптура – сувенир: знак года.

Цель: создать стилизованный образ животного. Закрепить умения стилизации живого образа способом упрощения и идеализации форм.

Задачи: создать стилизованный образ животного (знак наступающего года) в мелкой круглой скульптуре.

  • Тема: Роспись ткани “Салфетка”.

Цель: знакомство с техникой росписи ткани, способ завязывания узлов. Приобретение навыков работы с тканью.

Задачи: выполнить салфетку способом завязывания узлов.

  • Тема: Аппликация из ткани.

Цель: закрепление навыков работы с тканью. Развивать умения создавать единый колорит из предложенного набора тканей. Закрепить навыки стилизации.

Задачи: создать композицию в холодной или тёплой гамме по теме “натюрморт”.

  • Тема: Роспись. Хохлома.

Цель: познакомить с основами росписи. Хохлома. Дать элементарные навыки письма основных мотивов этого вида росписи.

Задачи: выполнить роспись солонки (папье – маше) в стиле хохломской росписи.

  • Тема: Вышивка. Мережка.

Цель: познакомить с новым видом цветной вышивки – мережкой. Закрепить навыки о геометрическом орнаменте в квадрате.

Задачи: салфетка – распределить орнамент в квадрате, выбрать и выполнить рисунок мережки.

  • Тема: Круглый гобелен (растительный орнамент, мотив).

Цель: продолжить работу над стилизацией растительных форм, выполняя эскиз для гобелена по кругу, предполагая технику выполнения, т.е. нитками.

Задачи: выполнить эскиз для круглого гобелена в стиле декоративной розетки в холодном или теплом колорите. Выполнить в материале.

  • Тема: Плетение. Кружева.

Цель: знакомство с ДПИ – кружево, техникой выполнения и техническим рисунком для кружев. Своеобразие стилизации форм (рисунок тесьмой или ниткой).

Задачи: выполнить эскиз кружева тушью, плакатным пером или кистью тонкой и толстой гуашью по тонированному листу.

4 год обучения

  • Тема: организационное собрание “Основные задачи прикладной композиции”.

Цель: дать понятие о принципах прикладной композиции, её построении. На примере древнерусской живописи, росписи по дереву, лаковой живописи, принцип плоскостного решения композиции.

Задача: сюжетное изображение в прикладной композиции. Роспись панно “Как я провел лето”.

  • Тема: Декоративная композиция “Осень”, “Зима”.

Цель: закрепить навыки создания теплого и холодного колорита, динамической композиции и художественного образа, используя прием аллегории.

Задачи: декоративная композиция в холодном или тёплом колорите, соответственно аллегорический образ осени или зимы, отпечатки листьев.

  • Тема: Лепка “Декоративное животное”.

Цель: дать прием стилизации животного на основа предметов быта (бутылки, вазы), прием налепа.

Задачи: создание худ. образа животного на основе стилизации посуды (глина, пластилин).

  • Тема: Лепка “Живой дом”.

Цель: стилизация на приеме одушевления архитектурно – предметных форм. Создавая худ. образ, использовать любые технические приемы лепки.

Задачи: развитие фантазии, творческого воображения в создание динамичного образа в лепке.

  • Тема: Аппликация из ткани “Цветные лоскутки”.

Цель: познакомить с узором русских ситцев, понять и передать свойственные народному орнаменту на тканях жизнерадостность цвета, живопись и оптимизм.

Задачи: композиция “Пейзаж”, “Натюрморт”.

  • Тема: Декоративный портрет.

Цель: создать серию декоративных изображений в разных приемах прикладной графики, с учетом художественного образа, эмоциональной окраски. Закрепить навыки создания плоскостного изображения.

Задачи: создать серию портретов:

           а) ломаной линией,

           б) кругами, полукругами,

           в) пластичной линией,

           г) прямоугольниками.

  • Тема: Роспись ткани по солевой грунтовке.

Цепь: знакомство с технологией росписи ткани по солевой грунтовке. Стилизация образа животного, передача фактуры шерсти панциря и др.

Задача: натягивание ткани на подрамник. Роспись ткани с возможностью передачи определенной фактуры.

  • Тема: Декоративное животное (графическая композиция).

Цель: научить подводить стилизацию под технику выполнения в материале. Зарисовывать узор ковки, литья, кружевоплетения с изображением животных и птиц.

Задачи: эскиз декоративного животного, стилизованного с учетом технологии, декорированное в народном стиле.

  • Тема: Вышивка вольная.

Цель: знакомство с видами вольной вышивки, соединение в декоративной композиции растительных и животных мотивов. Знакомство с моделированием одежды и её декоративным украшением.

Задачи: эскиз вышивки одежды. Исполнение в материале.

  • Тема: Художественная обработка ткани.

Цель: декоративная композиция на плоскости с использованием объёмных, рельефных форм из ткани. Сочетание разнофактурных тканей.

Задачи: создать декоративное панно из разнофактурных тканей.

  • Тема: Макраме.

Цель: декоративная миниатюрная композиция в стиле ювелирных изделий. Особенности худ. образа в ювелирном мастерстве.

Задачи: выполнить миниатюру в технике плетения.

Требования к уровню подготовки учащихся

         Итак  к  концу  первого  года   обучения   дети  должны знать: виды   ДПИ; 

разновидности  узоров (орнамент, мотив,  декоративно-художественный  образ);

свойства  и  особенности  материалов (пластилин, бумага, ткань, нить); владеть 

простыми  техническими  навыками работы  с  инструментами  и  материалами (в 

росписи, лепке, вышивке, аппликации, ткачестве, плетении).

         К  концу  второго  года  обучения  дети  должны  знать: особенности  видов 

ДПИ; уметь  создавать  простые  декоративные композиции  из  предлагаемых 

декоративных   элементов; закрепить  умения  и  навыки  работы  с 

инструментами и  материалами.

         К концу третьего  года   обучения  дети   должны  знать   простые  приемы 

стилизации  природных  форм, иметь элементарные навыки  создания  

декоративной   композиции  для  разных  видов  ДПИ, уметь  выполнить 

техническое  изделие  по  своему   эскизу.

         К концу  четвертого  года  дети  должны  знать основные приемы 

стилизации    природных  форм  в  декоративные  с   учетом  технологии  

исполнения, уметь   технически  выполнять   небольшие  изделия по 

собственному  эскизу   в   материале.

Перечень учебно-методического обеспечения

Библиографический список

1. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1984.

2. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. Linka-Press. 1996.

3. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974

4. Максишин А.С. Орнаментные узоры Уральской вышивки. Екатеринбург, 1997

5. Полная энциклопедия женских рукоделий. Р.З. 1992.

6. Серебянников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь. 1967.

7. Соболев Н.Н. Русский орнамент. М., 1948.

8. Чекалов А.К. Народная скульптура русского Севера. М., 1974.

9. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. Изд. Акад. Худ. М., 1962.

10. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М., «Изобразительное искусство» 1993

11. Школа изобразительного искусства 3 тома М., «Изобразительное искусство» 1986.

12. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск. «Титул». 1996.

13. Третьякова Е.И. Русское кружево. Санкт-Петербург. Лениздат. 1995.

Приложение

Критерии оценки знаний учащихся в период промежуточной аттестации

Критерии оценки уровня теоретической подготовки

– высокий уровень-  освоение знаний на 80- 100 %, специальные термины употребляются осознано и в полном соответствии с их содержанием.

-средний уровень- объем знаний 70-50 %, сочетает спец терминологию с бытовой.

-Низкий уровень- объем знаний ниже 50%, учащийся не употребляет спец термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки

– высокий уровень-  освоение умений и навыков на 80- 100 %, ученик работает самостоятельно, с элементами творчества.

-средний уровень-  освоение умений и навыков на 50-70 %, ученик работает с помощью педагога, в основном по образцам, самостоятельно, с элементами творчества.

-Низкий уровень- объем знаний ниже 50 %, выполняет простейшие задания с помощью педагога.

Критерии оценки уровня творческой активности

– высокий уровень-  ярко выражена творческая активность, коммуникабельность, проявление самоанализа, и самовыражения.

-Средний уровень-  устойчивый интерес к творческой деятельности активен в исполнении заданий, заинтересован в результате.

-Низкий уровень- нет мотивации к проявлению творчества, пассивен и не проявляет интерес.

Результаты фиксируются в протоколе итоговой аттестации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Skip to content