Центр детско-юношеского технического творчества

Кино-Фото Студия “РАКУРС”

1.Пояснительная записка

Программа составлена на основе нормативных документов:

Программа дополнительного образования  «КиноФотоСтудии РАКУРС» разработана на основе исходной образовательной программы по специальности «Фотография», квалификация «Фотограф» Муниципального казенного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №17» г. Солнечнодольска, а также на основе исходной образовательной программы по специальности «Цифровое видео», квалификация «Видеооператор» Муниципального казенного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №169» г. Зеленогорска.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности детского объединения «Кино-фотостудии «Ракурс»» (далее-программа) разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. №1726р.

– приказом Министерства образования н науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 198 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным программам»;

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г.№ 09-3242).

– Профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 08.09.2015 №613-н.

 – распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»

– в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  до детей» (СанПиН 2.4.4.3172 от 04.06.2014г.), с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разно уровневые  программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

-Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского технического творчества» муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым.

Направленность программы- Программа имеет техническую направленность.

Актуальность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности. Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей воспитанников в основах изобразительного искусства, которое способствует развитию чувства красоты и гармонии как в статичных формах так и в динамичных, а также в их взаимодействии между собой. Кроме того, помогает детям доброжелательно относиться друг к другу, развивает чувство коллективного творчества. При помощи фото- и видеографии дети выражают душевное состояние, получают возможность опредметить и донести до окружающих свою точку зрения.

В «КиноФотоСтудию РАКУРС» зачисляются все желающие дети и подростки, имеющие заявление от родителей.

Возраст обучающихся от 10 до 18 лет.

Занятия проводятся с обучающимися по группам. С каждой группой проводится по 4 часа в неделю.

Программа адаптирована с учетом возрастных особенностей учащихся.

 Программа имеет техническую направленность, рассчитана на 1 год обучения

Цели:

-развить творческие способности детей, стремление к познанию окружающего мира, изучая творческо-технические  основы фото- и видеографии

-развить творческий подход к технической составляющей фото- и киноискусства, полагаясь на знания, полученные на занятиях.

-развивать художественный вкус подрастающего поколения.

-помочь реализовать творческие планы учащихся в самостоятельных фото и видео проектах.

-сформировать намерение к саморазвитию, самостоятельному философскому осмыслению изобразительного искусства в целом.

Задачи:

Воспитательные:

воспитать трудолюбие и самодисциплину;

– привить уважение к творчеству других обучающихся;

– повышать общую культуру обучающихся.

Развивающие:

– развивать природные задатки и способности учащихся;

–  развить чувство гармонии;

– прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение;

– развить способности обращения с техникой;

– развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа в изобразительном искусстве;

Образовательные:

– дать базовые знания техники и творческих приемов фото- и видеографии.

– познакомить учащихся с цифровой фотокамерой, с основными приемами съемки, с цветом и светом в изображении, основами композиции.

-познакомить учащихся с современными принципами и методами цифровой обработки видео- и фотоизображений.

-научить использовать редакторы Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro для монтажа, ретуши, кадрирования и масштабирования отснятого материала.

-развивать творческую и познавательную деятельность учащихся.

-формировать представление о фото- и видеографии как об искусстве; понимание значимости фотографии  для общества.

Программа объединения рассчитана на 1 год занятий с детьми разного возраста. Возраст обучающихся: 12-18 лет.

В группе занимается 8-15 человек (1 год обучения), объем часов в неделю составляет- 4 часов, в год составляет – 144 часа. В процессе занятий сочетается индивидуальная и групповая работа.

Ожидаемые результаты:

-освоение учащимися базовых знаний техники и творческих приемов фото- и видеографии.

-учащиеся ознакомятся с цифровой фотокамерой, с основными приемами съемки, с цветом и светом в изображении, основами композиции.

-освоение учащимися современных принципов и методов цифровой обработки изображений.

-обретение навыков работы в редакторе Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro для обработки цифровых изображений.

-проявление учащимися  творческой  и познавательной  деятельности.

-проявление учащимися осознанного отношения к фото-и видеографии как к искусству; понимания значимости изобразительного искусства для общества.

Формы и методы работы

  Работа в условиях учреждения дополнительного образования создает широкое поле деятельности  для развития творческих способностей учащихся посредством освоения творческих и технических основ фотографии; познавательной активности учащихся, проявлению своей индивидуальности в искусстве фотографии. Даже начинающие учащиеся могут практиковать различные формы практической творческой и технической  деятельности, создание фоторабот разных жанров и стилей. Дополнительная образовательная программа «Фотография» предполагает вариативность – в зависимости от усвоения изученного материала, обучающиеся могут находиться на разных уровнях реализации программы. В соответствии с этим, к каждому обучающемуся будет произведен индивидуальный дифференцированный подход в выборе самостоятельной и практической работы. Интерес к предмету поддерживается разнообразными формами проведения занятий: тематические циклы занятий, уроки-погружения, фото пленэры, индивидуальный подход и создание учащимися собственных творческих проектов, участие в конкурсах, защита творческих работ.

Календарно-тематический  план

Содержание занятийКол-во часов    
1.Введение. Знакомство с новыми учащимися. Беседа на тему фотоискусство и экранные виды творчества. Просмотр творческих работ выполненных за время летних каникул. Планирование деятельности объединения с учащимися.      6  
2.Основные правила фото- и видеосъемки. Правильная экспозиция           27  
3.История фотографии. Знаменитые фотографы мира.18  
5.Виды фотоаппаратов: цифровые и пленочные, профессиональные, полупрофессиональные и любительские.18  
6.Знакомство с устройством цифрового зеркального фотоаппарата. Получение цифрового изображения. Устройство объектива фотоаппарата, процессы, происходящие в объективе при фотосъемке. Зеркальное устройство фотоаппарата. Что такое затвор. Матрица фотоаппарата.  27  
7.Экспозиция кадра. Что такое выдержка, как влияет значение выдержки фотоаппарата на фотоснимок. Как влияет значение диафрагмы на фотоизображение. Динамический диапазон фотоаппарата.30  
8.Жанры фотографии: портрет, натюрморт, пейзаж, жанровые сценки, репортажная фотография. Просмотр фотографий разных жанров. Создание учащимися фотографий в разных жанрах.42  
9.Композиционные правила построения  фотоснимка. Правило «Золотого сечения». Ракурс и точка съемки как композиционное средство выразительности.36  
10.Индивидуальная работа с учащимися по практическим навыкам фотосъемки. Разбор композиции, идей и задумки фотоснимка, технического исполнения. Работа над собственными творческими проектами учащихся, подготовка фоторабот к конкурсам.36  
11.Создание художественного образа в фотографии.          21  
12.Свет, цвет, фактура и контраст как средства выразительности  фотографии.12  
13.Знакомство с видами освещения и осветительными приборами. Фотовспышка. Светоотражатели. Анализ типов освещения на примерах картин выдающихся художников эпохи возрождения.12  
14.Основы  работы в редакторе Adobe Photoshop.42  
15.Анализ произведений мировой художественной культуры.9  
 ИТОГО:324  

Основное содержание курса

Раздел 1. Введение

Начинающим фотографам всегда нелегко. Простые правила фотосъемки помогут развить навыки фотографирования и сделать снимки более профессиональными.

  1. Наличие сюжета. Полупустой кадр – не интересен. Фотографируя общий пейзаж обязательно включайте в кадр то, за что есть зацепиться взгляду. Это может быть даже простая травинка на переднем плане.
  2. Наличие фона. Объект съемки ни в коем случае не должен сливаться с фоном.
  3. Наличие гармонии цветов. Всегда избегайте чересчур ярких огней или цветных пятен.
  4. Наличие асимметрии.
  5. Наличие уравновешенности композиции. Линия горизонта не должна быть смещена без необходимости, также как и линия поверхности водоема.
  6. Наличие запасного места. Снимая движущийся объект, оставьте в кадре немного места по направлению движения.
  7. Наличие правильной точки съемки.
  8. Наличие правильной постановки освещения.
  9. Наличие фантазии.
  10. Наличие правильного акцента.

Раздел 2. История возникновения фотографии.

Несмотря на то, что сейчас фотография очень распространена (еще бы, ведь цифровые камеры сейчас встраиваются в мобильные телефоны,  ноутбуки), до недавнего времени это был таинственный процесс, окутанный ореолом магии и волшебства. Чего только стоит фраза «Сейчас вылетит птичка», сразу после которой вас ослепляет вспышка! Давайте попробуем немного приподнять завесу тайны, и разберемся с чего началась, как продолжилась и чем сейчас является фотография. Камера обскура. Первая в мире фотография «Вид из окна».

Раздел 3. Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съемки.

Виды фотоаппаратов. Профессиональные и не профессиональные. Цифровые и пленочные. Зеркальные и не зеркальные. Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом).  Устройство и принцип работы фотоаппарата. Как проверить фотоаппарат, основные неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив – принцип работы. Типы объективов.

Раздел 4. Устройство цифрового зеркального фотоаппарата.

Световые волны, отражаясь от разных предметов, попадают в объектив фотокамеры. Что же дальше происходит с видимым светом, прежде чем он сможет стать цифровым изображением и какие основные узлы фотоаппарата он проходит? Что такое диафрагма фотоаппарата, затвор, сенсор, пиксель – можно будет узнать, проследив путешествие светового луча по внутреннему устройству цифрового зеркального фотоаппарата.

Раздел 5. Экспозиция кадра и динамический диапазон сенсора фотокамеры.

Снимок воспринимается естественно и гармонично, если правильно выставлены значения выдержки, диафрагмы объектива и чувствительность сенсора, – а все вместе это составляет экспозицию кадра. Но даже при правильно подобранной экспозиции кадра, могут оказаться области слишком затененные, все зависит от динамического диапазона фотоаппарата, то есть, от того какое количество оттенков серого может регистрировать сенсор камеры. Для того, что бы сенсор мог фиксировать детали в тени и на ярком солнце, от каждого пикселя требуется емкая потенциальная яма, которая должна удерживать  минимальное количество электронов при слабом освещении и вместить большой заряд, при попадании на сенсор большого светового потока.

Раздел 6. Жанры фотографии. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.

Фотосъемка природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж. Фотографии, снятые на природе, – это нечто особенное. Такие снимки, в отличие от студийных фотографий, подкупают своей естественностью и отличаются большим разнообразием. Какие же существуют особенности фотосъемки на природе?

Приступая к съемке на природе, в первую очередь необходимо определить, какой из двух типов снимков вы хотите получить: будете ли вы снимать саму природу или же природные объекты будут лишь фоном для съемки людей или животных.

Натюрморт. Предметная фотосъемка. Съемка еды. Предметная фотосъемка не рассчитана на создание художественных произведений. Основное ее назначение – получение снимков, призванных качественно продемонстрировать товар. Предметная фотосъемка делится на типы и бывает разной сложности. Важнейшее значение при предметной фотосъемке имеет четкость снимков – на них не должно быть никаких размытости или бликов. Предметную съемку обычно выполняют с нескольких ракурсов. Кроме того, дополнительно фотографируют части предмета, требующие повышенной детализации. Фон преимущественно выбирают белый.

Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. В современном фотоискусстве фотопортрет – это один из наиболее востребованных жанров фотографии. Искусство фотопортрета активно используется в индустрии моды, где с глянцевых обложек на Вас смотрят модели с красивыми лицами и дивными пропорциями. Однако во многих случаях удачно сделанный портрет – это заслуга не столько модели, сколько самого фотографа. Так как фотографировать портрет, чтобы добиться художественной выразительности? Художник должен увидеть образ, проникнуть в его суть, передать увиденное и прочувствованное жестами рук, наклоном головы и выражением глаз модели. И если фотохудожник смог правильно все организовать, то результат его труда – фотопортрет – не останется незамеченным.

Особенности репортажной съемки. Кто же это такой, репортажный фотограф? Стоит написать о нём немного, о всех особенностях его работы. Репортажная фотография один из самых сложных, но в тоже время интересных жанров и далеко не у каждого фотографа хватит терпения работать в таком амплуа. Фоторепортаж – это своего рода связанный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями. Есть у слова «репортаж» и второе значение – это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. Думается, что мы довольно понятно объяснили, что же есть репортажная фотография.  Особенности настоящей репортажной фотосъемки состоят в том, что фотограф не может сказать своей модели: «Станьте, пожалуйста, так. Поверните голову». Репортажная съемка – живая, в ней все по-настоящему. Ловить нужно каждый момент. Секунда раньше или секунда позже – и фоторепортаж уже не будет так удачен, точнее фотографии станут просто бессмысленной пачкой бумаги, где Вы не увидите самого интересного.

Раздел 7. Понятие композиции. Построение фотоснимка. Фотографический снимок строится по определенным принципам, которые определяются общим понятием «композиция кадра».

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение связь, то есть построение изображения, установление соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное по линейному, световому  и тональному строю фотографическое изображение.

Под композицией следует понимать всю систему, весь изобразительный строй снимка, созданный фотографом в целях раскрытия идейно-тематического содержания, в целях достижения четкости и выразительности художественной формы. Композиция в таком широком понимании есть сочетание всех элементов сюжета и изобразительной формы в фотоснимке. Ее определяют размещение фигур и предметов, направление происходящего в кадре движения, направление основных линий, распределение светотональных масс. Работа над композицией кадра приводит все эти составные элементы в определенную гармоничную систему, делает четкой и ясной изобразительную форму снимка, через которую содержание выражается со всей необходимой полнотой.

Масштаб изображения. Изображение пространства.

Раздел 8. Особенности освещения, как средства выразительности фотографии.

Как правильно осветить лицо, снимаемого человека, что бы передать его характер и настроение, как создать атмосферу кадра с помощью освещения можно узнать из данного раздела программы.

Раздел 9. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий.

Знакомство с Adobe Photoshop.  Программа Adobe Photoshop предназначена для любых работ связанных с созданием и обработки растровой графики. В большинстве случаев программу Аdobe Photoshop используют для работы с фотоизображениями, это программа незаменима при разработке цифровых фотографий при ретуши изображений и для создания художественных изображений. Далее в этом разделе необходимо познакомить детей с основными возможностями этой программы. И на простых примерах научиться пользоваться основными инструментами. На занятиях можно использовать видео уроки для лучшего усвоения материала.

Раздел 6. Ознакомление с выдающимися произведениями мировой художественной культуры.

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов: 
– многообразие окружающего мира;
– мысли и чувства человека.
Это способ познания окружающего и себя самого.

Для этого художник использует обобщение и воображение. Картины великих мастеров эпох ренессанса, французского романтизма, современного импрессионизма, артдеко – помогут  детям составить представление о мировом художественном искусстве, обогатить собственную фантазию и кругозор.

Материальное обеспечение:

  1. Класс для проведения групповых занятий.
  2. Ноутбук или компьютер с утановленной программой Adobe Photoshop.
  3. Цифровой зеркальный фотоаппарат с набором сменных объективов.
  4. Штатив для фотосъемки.
  5. Цветной принтер.
  6. Доска.
  7. Плакаты и схемы для пояснения учебного материала.

  Список использованной литературы

  1. Ефремов Александр – “Секреты RAW. Профессиональная обработка”, Питер, 2008 год
  2. Лапин Александр – “Фотография как…”,  Московский университет, 2003год
  3. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г.
  4. http://tips.pho.to/ru/
  5. http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
  6. http://www.photoshop-master.ru/
  7. http://www.teachvideo.ru/course/127

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Skip to content