Центр детско-юношеского технического творчества

Лаборатория современной драматургии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Лаборатория современной драматургии» разработана в соответствии с   нормативно-правовыми документами в области образования:

– Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  № 273-ФЗ. 

-Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. № 1726р.

-Приказом Министерства образования и науки РФ от09.11.2018  N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242).

– Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 08. 09.2015 № 613-н.

– Постановления Главного санитарного врача РФ от  4 июля 2014г №41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14»Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

-Уставом  Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского технического творчества» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

При составлении программы использованы

-Авторские программы:

1. Гарбузова Светлана Анатольевна “Театр, в котором играют дети” Москва: Крипта Плюс, 2017. (использована фрагментарно).

2. Круглова Юлия Владимировна, Куракина Елена «Театр юношеского творчества» СПб: Издательство НРФ, 2015 г. (использована фрагментарно).

3.Коляда Николай Владимирович, Богаев Олег Анатольевич «Действенный анализ художественного воплощения слова» Екб: Мир театра, 2016г. (использована фрагментарно)

Направленность программы-  социально-педагогическая.

Актуальность   программы

Цели и задачи, содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лаборатория современной драматургии» соответствуют Распоряжению Совета Министров Республики Крым  от 09 августа 2016    года №873-р  « Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Стратегии развития воспитания в 2016-2020 годах», а именно  вовлечение молодежи в занятие творческой деятельностью, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на стимуляцию духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ученика. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Искусство театра уникально тем, что представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства. Оно сосредотачивает в единое целое, средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной одаренной личности. Данная программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Цель программы – развитие творчески   активной личности воспитанников разнообразными средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи:

Воспитательные:

способствовать формированию активной патриотической гражданской позиции;

– воспитать трудолюбие и самодисциплину;

– привить уважение к творчеству других обучающихся;

– повысить общую культуру обучающихся.

Развивающе:

– развивать творческие артистические способности обучающихся;

– развить коммуникативные и организаторские способности воспитанников;

– формировать художественно- эстетический вкус;

– воспитывать социальную активность личности воспитанника.

Образовательные:

– обучить воспитанников основам театральной деятельности;

– сформировать навыки актёрского и драматургического мастерства

 -ознакомить с принципами построения драматургического материала и сценического действия.

 Срок реализации -2 года

 Уровни обучения

Стартовый уровень – общедоступные формы организации театрального драматургического и сценического процесса, минимальная сложность содержания программы, предлагаемого для освоения учащимися.

(1 год обучения)

количество учащихся в одной группе – 30 человек

Продолжительность и режим занятий

-1 год обучения- 6 часов в неделю – 216 часов в год

Ожидаемые результаты-

Личностные

  • Формирование интереса к культуре театральной драматургии и сценического существования, ее принципам, традициям и обычаям, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
  • Овладение начальными навыками сценического существования в драматургическом материале.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Активное использование речевых и пластических средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные:

  • Использование знаково-символических, художественных, речевых, пластических, визуальных средств представления информации.
  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии театрального пространства.
  • Понимание обучающимися того, что театр в целом, и драматургия в частности представляет собой явление национальной культуры Российской Федерации.
  • Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, языку жестов и мимике, как показателям общей культуры человека.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных представлений о системе и структуре театрального языка: речевого посыла, пластического многообразия, мизансценического рисунка, действенного анализа драматургического материала, этюдного метода.

Базовый уровень использование форм организации материала для усвоения специальных знаний, гарантирующих освоение целостного тематического содержания программы.

(2 год обучения)

количество учащихся в одной группе: 30 человек.

Продолжительность и режим занятий

1 год обучения 6 часа в неделю- 216 часов в год

Ожидаемые результаты-

• личностных:

  • сформированность ценностного отношения к театру, как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
  • сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли театра в развитии мировой культуры;
  • сформированность представлений о правах и обязанностях человека и гражданина, а также представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе.          сформированность представлений о ценности здорового и безопасного образа жизни;

–    сформированность представлений об основах экологической культуры (защита окружающей среды, бережное отношение к животному и растительному миру и т.п.);

–      развитие любознательности и стремления расширять кругозор.

• метапредметных:

  • умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения;
  • умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции;
  • умение адекватно и осознанно использовать речевые и пластические средства в соответствии с задачей коммуникации;
  • развитие способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

• предметных:

  • сформированность театральной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
  • владение знаниями о специфике театральной деятельности в контексте других видов искусства;
  • достижение порогового уровня владения актёрским и драматургическим мастерством.

Адресат программы – (дети в возрасте от 6 до 15 лет и их взрослые родственники – мамы, папы, бабушки, дедушки, сёстры, братья)

Формы организации деятельности и педагогические технологии

В объединении «Лаборатория современной драматургии используются коллективные занятия и занятия с дифференцированным подходом, проводятся открытые занятия, осуществляется подготовка к участию в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях.

В процессе обучения применяются педагогические технологии развивающего обучения, дифференцированного обучения.

Формы и методы контроля знаний учащихся – в образовательном процессе с целью контроля знаний, умений и навыков учащихся используется устный опрос, тематические беседы, анализ продуктов самостоятельной деятельности учащихся, контрольные задания по изученному материалу,  квесты, работа с тематическими этюдами, этюдами на рождение слова, этюдами-наблюдениями.

   Учебно-тематический план, 1 год обучения (стартовый уровень)

№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеоретическихПрактических
1.Введение. Первоначальные представления о театре как виде искусства.33
2.Театр – искусство коллективное. Знакомство с театральными профессиями33
3.Актерское мастерство (овладение простейшими элементами сценической грамоты)401030
3.1.Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать актерское внимание33
3.2.Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию.44
3.3.Этюды на действия с реальными предметами в условиях вымысла.66
3.4.Развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений.44
3.5.Развитие артистической смелости.  1028
4.Сценическая речь.  25817
4.1.Развитие навыков фонационного дыхания.44
4.2.Работа над звуком и силой голоса, развитие диапазона.1010
4.3.Работа над дикцией, чистотой произношения.88
4.4.Работа над стихами.  66
5.Работа над учебным спектаклем.401030
5.1.Чтение пьесы, пересказ, обсуждение.33
5.2.Разбор пьесы по основным событиям, разбор характеров действующих лиц.88
5.3.Этюды на предлагаемые обстоятельства пьесы.66
5.4.Работа над словесной характеристикой персонажа.55
5.5.Проигрывание пьесы целиком, прогонные репетиции.1515
5.6.Сдача спектакля. Обсуждение.33
6.Индивидуальная работа по постановке голоса, по сценическому движению.1010
 Всего:21647169

Содержание программы первого года обучения.

Раздел 1. Введение.

Первоначальные представления о театре, как виде искусства.

Общие представления о видах и жанрах театрального искусства: драматический, музыкальный театр, театр кукол; радио- и телетеатр.

Практическая работа.

Игры-занятия на тему «Театр в твоей жизни» (Что такое театр? Школьный театр. Профессиональный театр для детей).

Раздел 2. Театр – искусство коллективное.

Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. «Путешествие» по театральной программке (драматург, режиссер, художник, композитор). Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа.

Просмотр спектакля в видеозаписи. Обсуждение. Создание афиши спектакля, эскизов декораций и костюмов.

Раздел 3. Актерское мастерство.

Основные составляющие мастерства актера: пластика, речь, мимика.

Тема 3.1. Простейшие игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию.

Сочинение историй по заданному началу; необычное продолжение знакомой истории;

«Покажи предмет», «В зоопарке» и т.д.

Тема 3.2. Этюды на действия с реальными предметами в условиях вымысла.

  1. Этюды. Знакомство с понятием.
  2. Условия вымысла. «Если бы…» – волшебство превращения.

Тема 3.3. Развитие слуховых восприятий и других сенсорных умений.

Развитие тактильных восприятий (узнать предмет на ощупь)

Упражнения «Узнай голос», «Кот в мешке» и др.

Тема 3.4. Развитие артистической смелости.

Упражнения «Расскажи о себе от лица троих знакомых», «Конференция» и т.д.

Раздел 4. Сценическая речь.

Тема 4.1. Развитие навыков фонационного дыхания.

  1. Разучивание дыхательной гимнастики. Гимнастика Стрельниковой.
  2. Три типа выдоха: долгий, средний, короткий.

Тема 4.2. Работа над звуком и силой голоса, развитие диапазона.

Упражнения «Колокол», «Самолет», «Этажи»

Тема 4.3. Работа над дикцией.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Алгоритм работы со скороговоркой. Разучивание.
  3. Закрепление. Скороговорки, чистоговорки, поговорки.
  4. «Нужные» стихи. Разучивание стихотворений с труднопроизносимыми согласными.

Раздел 5. Работа над учебным спектаклем.

Тема 5.1. Чтение пьесы, перессказ, обсуждение.

  1. О чем пьеса? Выявление главной мысли
  2. «Зачем будем играть спектакль?» Какие мысли хотим внушить зрителю.
  3. Определение главных событий.

Тема 5.2. Разбор характеров действующих лиц.

  1. Выделение основных событий, пересказ.
  2. Оценивание поступков действующих лиц. Разбор характеров.
  3. «Примеривание» характеров на себя.

Тема 5.3. Этюды на предлагаемые обстоятельства пьесы.

  1. Выбор события. Обсуждение.
  2. Попытка взаимодействия друг с другом: слушать партнера воздействовать на него.
  3. Этюды.

Тема 5.4. Работа над словесной характеристикой персонажей.

  1. Логический анализ текста.
  2. Поиск интересной словесной характеристики персонажа.

Тема 5.5. Проигрывание пьесы целиком.

  1. Прогонные репетиции с участием всех актеров. Овладение сценическим пространством.
  2. Репетиции без остановки с декорациями и музыкальным оформлением.
  3. Обсуждение. Замечания.
  4. Генеральная репетиция.

Тема 5.6. Сдача спектакля. Последующее обсуждение.

  1. Разминка перед спектаклем.
  2. Премьера – первый показ спектакля.
  3. Обсуждение сдачи ребятами. Замечания режиссера спектакля.

Раздел 6. Индивидуальная работа по постановке голоса, по сценическому движению.

  1. Развитие голосового диапазона: скороговорки, чистоговорки.
  2. Правильное фонационное дыхание: упражнения на добор воздуха, пауза. Гимнастика Стрельниковой.
  3. Взаимодействие с пространством, биомеханика Мейерхольда, работа с предметом.

Раздел 7. Театральный словарь.

Театр, кукольный театр, детский театр, драматург, спектакль, актер, режиссер, афиша, композитор, художник, роль, пьеса, пауза, действие, ремарка, грим, костюм, декорации, бутафория, театральный билет, амфитеатр, партер, премьера, программка, скоморохи, фантазия, сцена, фойе, кулиса.

Проверка знаний театральных терминов проводится путем творческих зачетов в письменной и устной форме.

Учебно-тематический план второго года.

№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеоретич.Практич.
1.Театр в жизни современного человека.33
2.Современный спектакль. Выразительное значение основных компонентов.33
3.Театр и литература30822
4.Театр как одно из древнейших искусств.33
5.Страницы истории театра: театр древней Греции.44
6.Актерское мастерство.   
6.1.Этюды на развитие внимания, воображения, целенаправленности действия.77
6.2.Упражнения на память физических действий.66
6.3.Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.20614
6.4.Сценическое общение, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга.1515
7Сценическая речь.   
7.1.Расширение диапазона голоса, развитие силы, гибкости.1010
7.2.Умение правильно распределить фонационное дыхание на сложной фразе.1515
7.3.Овладение понятием «Культура речи», правильным литературным произношением.521042
7.4.Работа с художественными текстами.77
8Сценическое движение.   
8.1.Вводная часть. Цели и задачи.725
8.2.Скорость и темп66
8.3.Координация, согласование действий с партнером.1010
8.4.Движение и музыка (инсценировка песен)66
9Работа над пьесой и спектаклем.1212
 ВСЕГО:21639177

Содержание программы второго года обучения.

Раздел 1. Театр в жизни современного человека.

  1. Искусство как форма общения между людьми.
    1. Место театра в сфере потребностей и интересов школьников.
    1. Театр – это школа, это труд, это праздник.

Раздел 2. Современный спектакль. Выразительное значение основных компонентов.

  1. Сценические средства выражения характера героя.
  2. Внешняя характерность: костюм, грим, обстановка действия, декорации, музыка в спектакле, значение цвета и света.
  3. Правда и условность на сцене.

Раздел 3. Театр и литература.

  1. Пьеса – основа спектакля.
  2. Сказки народные и литературные: волшебные, героические, романтические, сказки о животных.
  3. Превращение литературной сказки в драматургическую.
  4. Особенности построения современного драматургического текста: а) отступление от шаблона «экспозиция, развитее, кульминация, развязка», б) правда жизненных ситуаций, как основа сюжетных линий, в) бессюжетная драматургия.

Практическая работа. Чтение пьесы с разбором характеров персонажей и драматургических ситуаций. Выявление основного драматического конфликта материала.

Раздел 4. Театр, как одно из древнейших искусств.

  1. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, праздники)
  2. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси.

Практическая работа.

Игры «в скоморохов» – импровизации на взятые из литературных источников сюжеты с участием героев лубочной культуры.

Раздел 5. Страницы истории театра: театр Древней Греции.

  1. Общий подъем культуры в Древней Греции.
  2. Общественно-воспитательная роль театра. Театральная маска.
  3. Трагедия и комедия – основные жанры.

Практическая работа.

Знакомство по иллюстрациям с устройством зрительного зала и оформление сценической площадки древнегреческого театра.

Раздел 6. Актерское мастерство.

 1. Этюды на развитие внимания, воображения, целенаправленности действия.

  1. Знакомство с понятием «целенаправленность действия»
  2. Отработка сосредоточивания внимания.
  3. Упражнения на ПФД.
  4. Знакомство с понятием ПФД
  5. Отработка упражнений.
  6. Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.
  7. «Предлагаемые обстоятельства» в системе К. С. Станиславского
  8. «Действие от своего лица» в системе.

4. Сценическое общение, взаимодействие партнеров, воздействие друг на друга.

1) Сценическое общение – диалоги, сцены без слов.

2) Упражнения на группировки.

Раздел 7. Сценическая речь.

  1. Расширение диапазона голоса, развитие силы, гибкости.
  2. Кричалки.
  3. Упражнения на развитие громкой речи.
  • Умение правильно распределить дыхание на сложной фразе.
  • Пауза.
  • Добор воздуха.
  • Овладение понятием «культура речи», правильным литературным произношением.
  • «Культура речи» – умение правильно говорить.
  • Литературное произношение. Нормы современного литературного языка.
  • Работа с художественными текстами.
  • Составление чтецкой партитуры.
  • Работа с текстом по партитуре.
  • Выразительное чтение художественного текста.

Раздел 8. Сценическое движение.

  1. Вводная часть. Цели и задачи.
  2. Упражнения на скорость, согласованность действий, движение, падения.

Раздел 9. Работа над спектаклем.

  1. Чтение и обсуждение пьесы.
  2. Основная мысль пьесы, сюжет, композиционное построение (завязка, кульминация, развязка)
  3. Тема и идея пьесы (о чем? для чего?)
  1. Этюды-импровизации на основе предварительного анализа пьесы.
  2. Импровизация. Знакомство с понятием.
  3. Индивидуальная работа над этюдами.
  4. Коллективные этюды на события пьесы.
  1. Логический разбор текста.
  2. Проследить логику развития характера героя.
  3. Речевая характеристика героя.
  1. Текст и подтекст роли.
  2. Диалоги
  3. Монолог – выражение мыслей и чувств героя словом.
  1. Прогонные репетиции картин, актов, всего спектакля.
  2. Сдача и обсуждение спектакля.

Раздел10. Театральный словарь.

Жест, импровизация, мимика, пантомима, комедия, трагедия, конфликт, маска, мизансцена, перевоплощение, пластичность, сюжет, текст, инсценировка, завязка, развязка, кульминация, финал.

Творческий зачет по театральным терминам проводится 2 раза в год.

Для эффективной деятельности по программе необходима хорошая материально-техническая база.

Предполагается наличие, в частности:

  1. видео- и аудиоаппаратуры (компьютер с полноценным программным обеспечением; мультимедиа-проектор с экраном; аудио-ситема: колонки, усилитель, микшерский пульт; световое оборудование: осветительные приборы, световой пульт);
  2. помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям; зрительного зала со сценой и занавесом для показа спектаклей и репетиционной работы;
  3. различных материалов (ткани для пошива костюмов, нитки, иглы, картон, клей, гуашь, кисти, цветная бумага для изготовления декораций и реквизита);
  4. инструментов (ножницы, линейки, карандаши);
  5. транспортного средства для гастрольных поездок.

Методическое обеспечение:

Формы работы с детьми:

– беседа

– обсуждения

– игры

– фестивали

– ролевые игры

– тренинги

Методы педагогической деятельности:

– Эвристический

– Исследовательский

– Поощрения

Воспитательная работа.

    Воспитательная работа в творческом объединении строится на принципах самоуправления.

У каждого студийца есть определенные обязанности в группе: ответственный за костюмы, ответственный за установку декораций, ответственный за реквизит, организатор массовых мероприятий, оформители ит.п. Контроль посещаемости занятий, организацию внеурочных мероприятий осуществляет староста группы, который избирается сроком на один месяц. Таким образом, в роли старосты в течение учебного года может побывать каждый воспитанник.

   Воспитательная работа направлена, прежде всего, на сплочение коллектива, развитие чувства ответственности за себя и за коллектив, дисциплинированности в работе над спектаклем, на расширение кругозора воспитанников. Для достижения поставленных целей используются следующие формы работы: игры, праздники, конкурсные программы, выездные выступления, экскурсии.

Работа с родителями.

        Работа с родителями воспитанников осуществляется путем консультативных бесед, индивидуальных встреч по вопросам посещаемости занятий, организации спектаклей для родителей, организации семейных конкурсов и праздников. Родители оказывают содействие в подготовке костюмов и декораций, в организации экскурсионных поездок.

Список литературы.

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
  2. Агапова И., Давыдова М. Пьесы для школьного театра. – М.: «Аквариум», 2003
  3. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб. Речь, 2006. – 125 с.
  4. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. – М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144с.
  5. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
  6. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
  7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
  8. Гурков А.Н. Школьный театр. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
  9. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – Спб., Речь, 2006. – 208 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб. Речь, 2006. – 168 с.
  12. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
  13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
  14. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
  15. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А. Ладыженская. – М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
  16. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. – 2006. – 56 с.
  17. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. – М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
  18. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – СПб: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
  19. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. – М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
  20. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. – М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
  21. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
  22. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т. 1, 2, 3, 4, М.: «Искусство», 1998

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Skip to content