Центр детско-юношеского технического творчества

Охота на лис

Пояснительная записка

Радиоспорт является одним из военно-технических видов спорта. Сущность спортивной радиопеленгации, «охота на ЛИС» в сочетании искусства оперативной радиопеленгации и бега по пересечённой местности. Актуальность данного вида спорта и соответственно программы обучения в том, что ребёнок получает разносторонние знания по радиопеленгации, телеграфной азбуке, знакомится с передающей и приёмной радиоаппаратурой (спортивное назначение). Внимание уделяется спортивному ориентированию на местности, а также специальной и физической подготовке  радиоспортсмена. Большое значение для достижения спортивных результатов имеют морально-волевые качества спортсмена, поэтому в программу обучения введена психологическая подготовка учащихся.

Программа связана с задачами основного образования по многим своим разделам:

  • общефизическая подготовка, ориентирование
  • изучение топографии, природоведения, радиопеленгации
  • знания по физике, математике, радиотехнике, телеграфная азбука
  • практическая работа по приёму и передаче знаков на телеграфном ключе
  • психологическая подготовка

Данная программа направлена на развитие ребёнка в целом, развитие его физических возможностей, закрепление и дальнейшее получение знаний в области физики, радиотехники, психологии.

Возраст обучающихся: 8 -17 лет. Продолжительность освоения программы – 2 года.

  • Количество обучающихся в группах первого года обучения – 10 – 12 человек, время занятий  – 6 часов в неделю (216 часа в год). Режим работы: 1 ч- теоретический, 5 ч.-практических.
  • Количество учащихся в группах второго года обучения – 8 -10 человек. Время занятий  – 6 часов в неделю (216 часов в год) Режим работы: 2 ч- теоретических,  ч.-практических.

Набор в объединение Охота на ЛИС проводится свободный. Формы организации образовательного процесса в Охота на ЛИС – занятия групповые и индивидуальные, а также тренировочные выезды и выезды на соревнования.

Занимаясь по программе Охота на ЛИС, учащиеся включаются в различные виды деятельности –  получение теоретических знаний,  тренинги, зачёты, тестирование, контрольные тренировки, соревнования. Для достижения поставленных задач используются различные педагогические технологии.

При работе используются учебные пособия: методическая литература, карточки и задания по ориентированию, карты для спортивного ориентирования, телеграфные ключи для изучения азбуки Морзе, компасы, спортивная радиопеленгаторы «Алтай-3,5»  и «Алтай-144».

В таком сложном техническом виде спорта, как спортивная радиопеленгация, сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических и тактических задач на дистанции. Успешное прохождение дистанции предполагает обладание спортсменом конкретными знаниями, навыками и умениями, связанными с вопросами техники, тактики, психофизиологии.

Большое внимание в программе уделяется психологической подготовке как начинающих спортсменов, так и спортсменов-разрядников, это является новизной и отличительной особенностью программы.

Круглогодичная психологическая подготовка спортсменов состоит из общей психологической подготовки и специальной психологической подготовки. Этап общей психологической подготовки проводится постоянно, он формирует и укрепляет мотивационные установки на всю спортивную деятельность и на текущий год (выполнение норматива спортивного разряда, совершенствование личностных качеств, черт характера). Также идёт обучение спортсменов идеомоторной тренировке и аутотренингу, средствам и методам психической саморегуляции (техническая разминка, самовнушение как форма психического расслабления, аутотренинг и др.). Обучение спортсменов самоанализу, адекватной самооценке. Развиваются познавательные психические процессы в период технико-тактической подготовки (восприятие, наблюдательность, наглядно-образная память, внимание, воображение, творческое мышление).

Ведущим педагогическим принципом обучения в объединения «Охота на ЛИС» является принцип проблемного обучения. В процессе изучения таких тем, как «спортивное ориентирование», «техника оперативной пеленгации и поиска передатчиков», «основы тактики в спортивной радиопеленгации», «психологическая подготовка», а также непосредственно при участии в соревнованиях перед учащимися ставятся вопросы тактического характера, моделируются соревновательные ситуации, когда спортсмен должен самостоятельно найти способ для достижения наилучшего результата.

Актуальность программы в том, что большое значение отводится кроссовому бегу, бегу по пересечённой местности. Оздоровительное значение бега общеизвестно. Действительно, занятия бегом повышают «потолок потребления» кислорода, улучшают работу сердца. Занятия на свежем воздухе закаляют организм, делают его устойчивым к простудным заболеваниям. Бег является прекрасной формой активного отдыха.. Каждому учащемуся объединения «Охота на ЛИС» индивидуально составляется план тренировок по ОФП в  соответствии с возможностями и подготовленностью ребёнка.

Педагогическая целесообразность программы – повышение физической подготовленности учащихся.

Способность человека без вреда для здоровья выдерживать разного рода нагрузки, переносить напряжения, повышать устойчивость к утомлению поддаётся тренировке. По определению учёных, способность противостоять утомлению называется выносливостью. Планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях, но и каждый разумный человек с тем, чтобы заложить основу крепкого  здоровья – укрепить сердце и улучшить деятельность всей системы кровообращения, развить лёгкие и усовершенствовать функции системы дыхания. Повысить физическую подготовленность означает приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и чётко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности, укрепить нервную систему.

В течение всего учебного года в соответствии с Республиканским планом соревнований по Охоте на ЛИС и спортивному ориентированию проводятся соревнования среди школьников. По итогам соревнований учащимся присваиваются спортивные разряды. В самом объединении, в течение всего учебного года проводятся контрольные занятия по теоретическим знаниям, по ОФП, по элементам специальной подготовки (радиоориентирование, азбука Морзе, пеленгация).

Обучающиеся  принимают участие в соревнованиях как личных, так и командных. Перед ними ставится задача (в соответствии с их потенциальными возможностями и желаниями) выполнения юношеских, а затем взрослых разрядов по спортивной радиопеленгации. Учащиеся, показавшие лучшие результаты в течение всего спортивного сезона, зачисляются кандидатами в юношескую сборную города, получают возможность выступать на выездных внутрироссийских соревнованиях.

В течение всего  учебного года в объединении «Охота на ЛИС» проводится работа с родителями. Это и свободное посещение родителями занятий, показательные занятия во время выезда за город на тренировки и соревнования, привлечение родителей к оказанию посильной помощи в оснащении объединения, консультации на тему «Спорт и здоровье», возможность удаленного общения и контроля успехов ребенка (телефон, электронная почта).

Цель программы:

Создать условия для физического и психического развития личности ребенка  посредством занятий спортивной радиопеленгацией.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  2. обучение ориентированию на местности;
  3. обучение элементам спортивной радиопеленгации;
  4. и в последующем обучение прохождению дистанций спортивной радиопеленгации, радиоориентированию.
  5. Развивающие:
  6. расширение кругозора учащихся посредством изучения приемов ориентирования, работе с приемной и передающей аппаратурой, телеграфным ключом;
  7. развитие  внимания, памяти,  быстроты реакций.
  8. Воспитывающие:
    1. воспитывается чувство ответственности;
    1. воспитывается самоконтроль при достижении поставленной задачи;
    1. воспитывается умение работать в команде;
    1. воспитывается ответственность перед всей командой во время соревнований.

Учебно-тематический план 1 года обучения.

N темыНазвание темыВсего часов
теорияпрактика
1Вводное занятие, виды радиоспорта, ПДД, ТБ11  
2Спортивное ориентирование.70565 
3Элементы спортивной радиопеленгации.25520 
4Изучение Азбука Морзе .615 
5Радиоориентирование.21219 
6Правила соревнований по радиоспорту, ориентированию.15510 
7Участие в соревнованиях по спортивной радиопеленгации, ориентированию, радиоориентированию20515 
8Экскурсии3030 
9Общая физическая подготовка1515 
10Психологическая подготовка.1212  
11Итоговое занятие.11 
13Итого14436180

Содержание 1 года обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Значение физической культуры и спорта в жизни человека. Краткий обзор различных видов спорта, их достоинства и недостатки по степени сложности, увлекательности, развитию тех или иных качеств у спортсмена в результате занятий данным видом спорта.

Виды радиоспорта. Краткая история спортивной радиопеленгации и радиоориентирования, их отличия.

Техника безопасности. При проезде в городском и ж/д транспорте в городе, на выездных тренировках. ТБ при проведении тренировок, соревнований на выезде, при беге по пересеченной местности. ТБ при работе с пеленгаторами, РМ, другой электроаппаратурой различного назначения. Оказание первой помощи при различных видах травм.

  • Спортивное ориентирование.

Карта и местность. Какие бывают карты (история зарождения карты, научные истоки картографии, древнейшие карты, тайны арабских карт, первая печатная карта Руси, ошибки на картах, карта мира). Карты крупные, мелкие. Масштабы карт. Отличие плана от карты. От рисунков к условным знакам. Третье измерение – рельеф. Обобщения на картах. Карта – спутник туриста. Азимут. Азимутальный ход

Практика.

Карта для спортсменов. Масштабы, условные знаки. Азимут. Компас. Рельеф местности и изображение на карте. Практическое занятие по составлению карт (плана местности). Планирование и постановка дистанций соревнований.

Чтение карты и выбор пути. Определение расстояний. Участие в соревнованиях.

  • Элементы спортивной радиопеленгации.

Устройство радиопеленгатора. Краткие сведения по радиотехнике.

Практика.

Пеленгование по «max»и «min». Различные диапазоны в спортивной радиопеленгации.   Последовательность операций пеленгования.

Поиск радиопередатчика при его непрерывной работе. Техника «слепого» и «ближнего» поиска.

  • Телеграфная азбука.

Азбука Морзе. Обучение телеграфной азбуке. Сигналы передатчиков, используемых в Охоте на ЛИС. Изучение знаков, групп знаков МОЕ, МОИ, МОХ, МОС, МО5.

Практика.

Практическая работа – прием  и передача на телеграфном ключе.

  • Радиоориентирование.

Общность, связь и взаимное сочетание СРП и спортивного ориентирования. Сравнительный анализ спортивного ориентирования, радиоориентирования и  Охоты на ЛИС. Характеристики КП и  особенности их прохождения в различных видах радиоспорта. Виды соревнований по радиоспорту. Правила соревнований.

Введение элементов радиоориентирования в тренировочный процесс. Поиск непрерывно работающих РМ и ММ.

  • Правила соревнований по радиоспорту.

Основные параметры дистанций соревнований по спортивной радиопеленгации. Обязанности и права спортсмена.

Практика.

Подача заявок на соревнования. Подача протестов (когда, в каких случаях это делается). Оформление судейской документации. Обязанности и права судей, операторов на КП в соревнованиях по СРП.

  • Участие в соревнованиях.

Выезд.

Участие в соревнованиях по спортивной радиопеленгации, ориентированию, радиориентированию в соответствии с планом соревнований в Санкт-Петербурге и области.

  • Общефизическая подготовка.

Практика.

Самоконтроль. Медицинский контроль (школьный врач и врач врачебно-физкультурного диспансера), ведение спортивного дневника.

Выезд.

Бег, кроссы, лыжная подготовка, игровые виды спорта. Развитие общей и специальной выносливости, скоростных качеств, быстроты реакции.

  • Психологическая подготовка.

Основы психологии и физиологии спорта. Цель (мотивация) занятий конкретным видом спорта. Планирование выступления, способы достижения (реализации) запланированных результатов. Начальные сведения о предстартовых реакциях спортсменов.

Практика.

Техническая разминка. Планирование и моделирование типовых соревновательных ситуаций. Игровые формы определения эмоционального состояния ребенка до и после проведения занятий.

  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов выступлений в соревнованиях за год. Мероприятия на следующий учебный год.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

После первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

  1. Группы условных знаков.
  2. Устройство радиопеленгатора.
  3. Знаки азбуки Морзе.
  4. Правила соревнований.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться по карте.
  2. Работать с компасом.
  3. Работать с радиопеленгатором.
  4. Работать (начальные навыки) на телеграфном ключе.
  5. Бегать кроссы, кататься на лыжах.
  6. Провести техническую разминку.
  7. Составить рацион питания спортсмена.

Форма подведения итогов.

Формой подведения итогов являются контрольные занятия после прохождения каждой из тем, тестовые задания, контрольные тренировки. Основным показателем усвоения программы является результат участия в соревнованиях: внутри секции, районных, городских.

Учебно-тематический план 2 года обучения.

N темыНазвание темыВсего часов
теорияпрактика
1Вводное занятие, ПДД, ТБ22 
2Спортивное ориентирование301515 
3Радиоволны, радиопеленгация, антенны.44 
4Аппаратура, снаряжение  радиоспортсмена.1010 
5Передатчики для СРП22 
6Техника оперативной радиопеленгации и поиска ММ и РМ28820 
7Специальная подготовка радиоспортсмена2525 
8Физическая подготовка радиоспортсмена32 32 
9Основы тактики в СРП30822 
10Психологическая подготовка.14104 
11Подготовка к соревнованиям, выступление, анализ результата.22 
12Участие в соревнованиях2020 
13.Экскурсии16 16 
14Итоговое занятие11 
 Итого21660156

Содержание 2 года обучения

  1. Вводное занятие.

Анализ самоподготовки и выступлений в соревнованиях учащихся секции в летний период. Обсуждение плана мероприятий на год. Цели, задачи спортсменов в новом спортивном сезоне. Техника безопасности при проезде в городском и ж/д транспорте в городе, на выездных тренировках. ТБ при проведении тренировок, соревнований на выезде, при беге по пересеченной местности. ТБ при работе с пеленгаторами, «лисами»,  другой электроаппаратурой различного назначения. Оказание первой помощи при различных видах травм.

  • Спортивное ориентирование.

Техника спортивного ориентирования. Условные знаки спортивных карт. Выбор пути движения по карте.

Практика.

Развитие памяти карты. Контрольные пункты. Графическая легенда (пиктограммы, уточняющие расположение КП). Этапы пути между КП как основные звенья прохождения дистанции. Старт и финиш.

Выезд.

Тактика ориентирования на местности. Дистанция ориентирования.

  • Радиоволны, радиопеленгация, антенны.

Электромагнитные волны. Основы физики распространения радиоволн в пространстве. Принципы радиопеленгации, основы оперативной радиопеленгации на местности. Общее понятие об антеннах, антенны пеленгаторов для СРП. Рамочные и другие типы приемных и передающих антенн.

  • Аппаратура и снаряжение радиоспортсмена.

Принципы правильной эксплуатации пеленгаторов в различных климатических условиях.

Практика.

Экипировка спортсмена в соответствии с характеристиками местности, погодными условиями, принципом эргономичности. Правильный выбор типа компаса, планшета.

  • Передатчики для СРП.

Требования к передатчикам. Правила их эксплуатации в условиях соревнований и тренировок. Оборудование контрольного пункта (установка передатчика, призмы, ведение протокола). Примеры.

  • Техника оперативной пеленгации и поиска РМ.

Практика.

Поиск передатчика в режиме непрерывной работы. Техника «слепого» и «ближнего» поиска. Поиск нескольких передатчиков при работе их в цикле.

Выезд.

Особенности поиска передатчиков в различных условиях.

  • Специальная подготовка радиоспортсмена.

Настройка приемника на частоту передатчика и определение направления на него.

Практика.

Практические упражнения: пеленгация и поиск замаскированных и  непрерывно работающих передатчиков. Пеленги, их графическое нанесение на карту (планшет).

Выезд.

Пеленгация и поиск с использованием карты. Поиск передатчика, работающего циклами. Поиск передатчика в паузе между сеансами его работы («подбор»)

  • Физическая подготовка радиоспортсмена.

Практика.

Закаливание. Планирование тренировочного процесса в различные периоды подготовки спортсмена. Разработка индивидуальных планов физической подготовки спортсменов. Ведение спортивного дневника. Врачебный контроль и самоконтроль. Профилактика спортивных травм и первая помощь при травмах.

Выезд.

Дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, скоростных качеств, быстроты реакции. Специальные упражнения, лыжная подготовка.

  • Основы тактики в спортивной радиопеленгации.

Выбор наиболее оптимального варианта прохождения дистанции в зависимости от исходных данных и требуемого результата.

Практика.

Рассмотрение конкретных дистанций, упражнения на выбор варианта, самостоятельное планирование дистанций.

Выезд.

Поведение спортсмена на дистанции при встрече с другими спортсменами. Изучение разделов Правил, касающихся совместного прохождения дистанции.

  1. Психологическая подготовка.

Психологические основы соревнований по СРП. Предстартовые реакции, типы и управление ими. Идеомоторная тренировка и ее задачи. Аутогенная тренировка как средство психологической тренировки и управления предстартовым состоянием.

Практика.

Специальная психологическая подготовка к соревнованиям, моделирование соревновательной ситуации. Управление психическим состоянием в условиях соревнований  (общая и специальная разминка с учетом характера предстартовых реакций). Послесоревновательная психологическая подготовка. Игровые формы определения эмоционального состояния ребенка до и после проведения занятий.

  1. Подготовка к соревнованиям, выступление, анализ результата.

Индивидуальная и коллективная постановка задачи. Предварительная подготовка к соревнованиям.

Практика.

Непосредственная подготовка к забегу. Условия успешного выступления: технические, психологические, физические. Анализ предполагаемой дистанции с учетом характеристик местности, диапазона, ранга соревнований и др. Послесоревновательный разбор дистанции, учет сделанных ошибок, выводы. Дневник спортсмена, правильное занесение в него информации о пройденной дистанции.

12.Участие в соревнованиях.

Выезд.

Участие в соревнованиях по ориентированию, спортивной радиопеленгации, радиоориентированию.

13.Итоговое занятие.

Подведение итогов выступлений в соревнованиях за год. Мероприятия на следующий учебный год.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

После второго года обучения:

Учащиеся должны знать:

  1. Условные знаки спортивных карт.
  2. Графические легенды (пиктограммы).
  3. Тактические приемы ориентирования.
  4. Основные принципы радиопеленгации, основные понятия об антенных пеленгаторах для СРП.
  5. Правила эксплуатации передатчиков для СРП.
  6. Оборудование контрольного пункта.
  7. Технику «слепого» и «ближнего» поиска.
  8. Технику нанесения пеленгов.
  9. Правила ведения спортивного дневника.
  10. Профилактику спортивных травм и ПМП при травмах.
  11. Основы рационального питания.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться по карте и компасу.
  2. Находить передатчики в режимах «слепого» и «ближнего» поиска, поиск в циклическом     режиме.
  3. Бегать кроссы, иметь лыжную подготовку.
  4. Моделировать соревновательную ситуацию.
  5. Производить анализ пройденной дистанции.
  6. Составлять индивидуальное меню спортсмена.

Форма подведения итогов.

Формой подведения итогов являются контрольные занятия после прохождения каждой из тем, тестовые задания, контрольные тренировки. Основным показателем усвоения программы является результат участия в соревнованиях: внутри секции, районных, городских.

Методическое обеспечение программы

 Тема программы (раздел)Форма организации занятияМетоды и приемыДидактический материал, техническое отношениеФормы подведения итогов
1Вводное занятие. Ознакомление с предметом, виды радиоспорта, ПДД, ТБ  БеседаСловесный, наглядныйМетодические материалы, техническое оснащениеОбсуждения, лекция
2Спортивное ориентированиеБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практика, выездМетодические материалы, компасы, таблицы, плакаты.Контрольное занятие, обсуждения, проверка, соревнования.
3Элементы спортивной радиопеленгацииБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практика, выездМетодические материалы, компасы, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144»Контрольное занятие, проверка, соревнования.
4Изучение телеграфной азбуки. Азбука Морзе и сигналы РМБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, телеграфный ключ, РМ и ММ.Контрольное занятие, проверка, соревнования.
5РадиоориентированиеБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практика, выездМетодические материалы, набор спортивных карт, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144», РМ и ММ, компасыКонтрольное занятие, проверка, соревнования.
6Правила соревнований по радиоспорту, ориентированиюБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, сборник правил соревнований  Контрольное занятие, проверка.
7ОФП, бег, лыжиБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практика, выездМетодические материалы, спортивная экипировкаКонтрольное занятие, проверка, соревнования.
8Психологическая подготовкаБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практика, выездМетодические материалы.Контрольное занятие, проверка, соревнования.
9Питание спортсменаБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы.Контрольное занятие.
10Радиоволны, радиопеленгация, антенныБеседа, лекцияСловесный, наглядныйМетодические материалыКонтрольное занятие
11Аппаратура и снаряжение радиоспортсменаБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, компас, набор спортивных карт, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144», планшетКонтрольное занятие, проверка, соревнования.
12Передатчики для СРПБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, комплект передатчиков  Контрольное занятие, проверка.
13Техника оперативной радиопеленгации и поиска РМ и ММБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, компас, набор спортивных карт, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144»Контрольное занятие, проверка, выезд.
14Специальная подготовка радиоспортсменаБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, компас, набор спортивных карт, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144»Контрольное занятие, проверка, выезд.
15Основы  тактики вБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, компас, набор спортивных карт, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144»Контрольное занятие, проверка, выезд.
16Подготовка к соревнованиям, выступление, анализ результатаБеседа, практическое занятие, контрольное занятиеСловесный, наглядный, практикаМетодические материалы, компас, набор спортивных карт, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144», планшетКонтрольное занятие, проверка, выезд.
17Участие в соревнованияхСоревнования  ВыездСпортивная форма,  компас, набор спортивных карт, приемники «Алтай-3,5» и «Алтай-144», планшетСоревнования Анализ, обсуждение

Оборудование и материалы

  1. Радиоприемники «Алтай-3,5» – 4 шт., «Алтай-144» – 4 шт.
  2. Комплект микромаяков. Диапазон 3,5 МГц. – 1 шт.
  3. Комплект радиопередатчиков. Диапазоны 3,5 и 145 МГц. – 1 шт.
  4. Компас «Лидер» или др. подобный (личные у учащихся)
  5. Планшет собственного изготовления (личные у учащихся).
  6. Набор карт для спортивного ориентирования – 10 районов.
  7. Наглядные пособия по ориентированию и пеленгации (в классе).
  8. Набор карт для ориентирования – 10 шт.
  9. Транспортиры, бумага писчая, канцелярские принадлежности (лично у учащихся)
  10. Спортивная форма и обувь для кроссового бега, ориентирования, лыжных тренировок (лично у учащихся)
  11. Инвентарь для учебно-тренировочных сборов и многодневных соревнований по ориентированию (лично педагога)
  12. Оборудование для медицинского контроля (лично педагога).

Литература для учащихся.

  1. А.И.Гречихин «Соревнования «охота на лис». Москва, ДОСААФ, 1973г.
  2. В.А.Вартанесян «Спортивная радиопеленгаия». Москва, ДОСААФ, 1980г.
  3. А.И.Гречихин, В.А.Киргетов «С картой и компасом по радиоследу». Москва, ДОСААФ, 1975г.
  4. А.И.Гречихин «Спортивная радиопеленгация в вопросах и ответах». Москва, ДОСААФ, 1985г.
  5. В.М.Алешин «Карта в спортивном ориентировании».Москва, Физкультура и спорт, 1983г.
  6. А.М.Куприн. «Занимательная картография». Москва, Просвещение, 1989г.
  7. В.И.Тыкул. «Спортивное ориентирование» Москва, Просвещение, 1990г.
  8. Л.С.Каганов. «Развиваем выносливость». Москва, Знание, 1990г.

Литература для педагога

  1. В.С.Фарфель. Я.Н.Коу. «Физиология человека». Издательство «Физкультура и спорт». Москва, 1970.
  2. «Спортивная медицина». Под редакцией проф. А.В.Чоговадзе и проф. Л.А.Бутгенко. Москва, «Медицина», 1984г.
  3. А.Л.Сиротюк. «Обучение детей с учетом психофизиологии». Москва, 2000г.
  4. Н.В.Самоукина. «Игры в школе и дома». Москва, 1993г.
  5. В.И.Васичкин. Справочник по массажу. Ленинград, “Медицина”, Ленинградское отделение, 1990 г
  6. Л.Петерсон, П.Ренстрем «Травмы в спорте». Москва, «Физкультура и спорт», 1981 г.
  7. Алексеев А. В.  Преодолей себя !  М., 2003.
  8. Ангерлейдер С. В. В поисках успеха (уроки побед).  СПб., 1999.
  9. Ильин Е. П. Психология спорта.   СПб., 2008.
  10. Васичкин В.И. Справочник по массажу. Ленинград, “Медицина”, Ленинградское отделение, 1990.
  11. Гречихин Ф.И. Соревнования «Охота на лис».
  12. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна, Феникс, 2002.
  13. Пустозеров А.И. Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов.
  14. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб., 2003.
  15. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. М., 2007.
  16. 16.Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта, учебник/ Смирнов В.М., Дубровский В.И..-М.,ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  17. Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена. М., 1984.
  18. Тихвинская Е. О. Психология переживания в спорте. СПб., СПбГУ, 2007.
  19. Тыкуп В.И. Спортивное ориентирование, М., «Просвещение», 1990.
  20. Хекалов Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция.  М., 2003 .
  21. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты. Великие Луки, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Skip to content