Центр детско-юношеского технического творчества

Технический дизайн

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности детского объединения «Технический дизайн» (далее-программа) разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. №1726р.

– приказом Министерства образования н науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 198 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным программам»;

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г.№ 09-3242).

– Профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 08.09.2015 №613-н.

 – распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»

– в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  до детей» (СанПиН 2.4.4.3172 от 04.06.2014г.), с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разно уровневые  программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

-Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского технического творчества» муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым.

При составлении программы использовалась дополнительная образовательная программа –«Технический дизайн» МАУДО «Центр детского творчества «Вега»;

Направленность программы- Программа имеет техническую направленность.

Уровень реализации содержания программы-базовый.

Содержание программы носит общеразвивающий характер и разработана на основе интеграции некоторых жанров декоративно- прикладного искусства, изучения существующей литературы па данным направлениям, а также собственного опыта педагога.

 Актуальность программы.

Программа «Технический дизайн», прежде всего, направлена на раскрытие творческого потенциала детей, на обучение навыкам творческого ремесла, соответствует начальному общему уровню образования и имеет техническую направленность. В программе учтены возрастные особенности учащихся. Задания планируются по степени трудности.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

На занятиях в объединении учащиеся знакомятся с образцами творчества художников-конструкторов, строительстве, в области производства бытовой и транспортной технике различных типов. Рекомендуется проводить беседы по истории техники, архитектуры и декоративного искусства, об истоках дизайна, о художественных промыслах, о современных материалах.

Результативность воспитательного и учебного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Вопросы гармонического

развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях объединения педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.

Новизна программы

Программа делает акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности. Осуществляя выбор, учащийся реализует позицию субъекта, идея к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Программа способствует формированию у детей устойчивости замысла, пробуждению чувства творческого удовлетворения («я»- декоратор, «я»- архитектор), оказывает помощь в умении планировать свой результат.

 Цель программы

Создание благоприятных условий для развития креативных способностей детей средствами архитектурного творчества. Развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации, а также знакомство с профессией дизайнера и овладение учащимися профессиональными навыками.

Задачи:

обучающие:

познакомить с основными видами плоскостных композиций;

 научить            пользоваться             простыми        чертежными инструментами:                линейкой,   ножницами;

дать начальные представления о проектной  деятельности,  научить  планировать  свою работу, выражать свои идеи, защищать свои проекты;

обучить приемам макетирования из готовых разверток;

познакомить с историей развития дизайна;

познакомить учащихся с основами творчества и проектирования.

формировать умения и навыки работы с бумагой и картоном, природными материалами, с тканью, бросовым материалом и др.;

развивающие:

развивать художественно-творческие способности детей; образное и ассоциативное мышление, фантазию,

зрительно-образную память, эмоционально- эстетическое восприятие действительности;

развивать мелкую моторику кистей рук;

развить умение создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту;

воспитательные:

воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

формировать        культуру  поведения     на           занятиях,    культуру общения                        в             коллективе;

воспитывать      чувство       патриотизма,   любви к           своей     малой родине, к своей стране;

воспитывать бережное отношение к природе;

формировать культуру восприятия произведений архитектуры и дизайна.

 Сроки реализации программы

Срок освоения данной программы «Технический дизайн» составляет 2 года. Общий объём нагрузки 144 часа в год. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет от 6 до 14 лет.  

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по декорированию. Дети этого возраста способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания готового изделия, созданного руководителем, они сочиняют свой оригинальный объект дизайнерской мысли.

Стартовый уровень- минимальная сложность содержания программы, для освоения учащимися общедоступных форм. Соответствует начальному уровню образования. Задания планируются по степени трудности.

-Знание основ изобразительных техник. Знакомства с видами плоскостных композиций. Дать начальное представление о проектной деятельности, защищать свои проекты.

-Знание основ приёмов макетирования.

-Знакомство с основами творчества и проектирования.

            Прогнозируемые результаты:

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «технический дизайн» разработаны с учетом требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования и включают:

Личностные результаты:

– развитие способности ставить перед собой определенные цели, задачи;

 – формирование умения строить жизненные планы, стремиться к саморазвитию и самообразованию;

– развитие способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты:

– умение ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности;

– умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи;

– владение основами самоконтроля, самооценки;

– умение делать выводы;

– умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

– умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Количество учащихся в одной группе- Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Число обучающихся в объединениях первого года обучения – 15 человек, второго года обучения – 12 человек.  Этот возраст период наиболее целесообразный для эстетического, художественного, научно-технического развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения (индивидуальные занятия – 1час в неделю с одаренными детьми для выполнения выставочных проектов).

Продолжительность и режим занятий

Сведения о затратах учебного времени отражены с учётом распределения объёма учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, максимальную аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия.

1 год обучения-144 часа (4 часа в неделю).

2 год обучения -144 часа (4 часа в неделю).

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СаНПиН 2.4.4. 3172 – 14).

           Возраст обучающихся

Программа «Технический дизайн» предназначена для детей 6 – 14 лет. Состав группы – постоянный.  Учащиеся набираются по желанию. Программа не исключает индивидуальные личностные подходы к разносторонним детям. Часто на занятиях среди детей практикуется взаимовыручка, когда старшие ребята помогают младшим, а те, в свою очередь, делятся с ними своими творческими идеями.

Формы организации обучения:

-Занятия коллективные или индивидуальные;

-Итоговые, сменные или тематические экспозиций творческих работ учащихся;

-Проведение открытых занятий, творческих лабораторий и мастерских в рамках Проекта МБУДО «ЦДЮТТ» по интеграции дополнительного образования.

-Участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, конкурсах.

-Внеурочные занятия:

-Фото и видео съёмка,

-Зарисовки и наброски, архитектурных строений, транспорта, растений, и животных.

-Посещение музеев,

-Экскурсии

-Знакомства с художниками-дизайнерами, художниками-конструкторами.

 Педагогическая технология:

-Проектная деятельность

-Игровые технологии

-Коллективное обучение

-Дифференцированное обучение

          Организация образовательного процесса

Форма организации занятий:

  • практические тематические занятия;
    • беседы;
    • викторины, конкурсы;
    • выставки;
    • совместный досуг детей и родителей.

Методы обучения:

          -словесные метод обучения (рассказ с элементами беседы, пояснение, дискуссия);

          -визуальный метод-метод иллюстрации (схемы, рассматривание картинок, фотографий, чертежей, эскизов, обучающих макетов);

           -метод демонстрации обучения (демонстрация мультимедийной презентаций, показ видеоматериалов);

            -практические методы (самостоятельная разработка и выполнение и анализ упражнений, выполнение практических заданий, участие в викторинах, выставках и т.д.

           Адресат программы:

Программа творческого объединения технической направленности «Технический дизайн» предназначена для детей от 6 до 14 лет.

1 год обучения (стартовый уровень) с 6-14 лет, так как программа рассчитана на индивидуально личностный подход к разновозрастным детям.

Формы и методы контроля

Результативность обучения по программе определяется при помощи наблюдения педагога за выполнением практического задания и оценивается по трехбалльной системе – «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в виде наблюдения педагогаза выполнением практического задания, тематические выставки в кабинете объединения. Промежуточная аттестация -выставление учащимся оценок в журналы(«отлично»,«хорошо», «удовлетворительно») по критериям программы в конце первого и второго полугодия каждого учебного года.

Итоговая аттестация -выставление учащимся оценок в итоговые ведомости(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно») по результатам анализа всех промежуточных аттестаций. Итоговой аттестацией завершается процесс образования по программе.

Форма подведения итогов реализации программы.

В качестве контрольно – измерительных материалов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Технический дизайн» проводятся участия в конкурсах, выставках, мастер- классах.

Показатель результативности технического объединения является участие обучающихся в городских, региональных, всероссийских и международных выставках, конкурсах, творческих лабораториях, фестивалях.

Формами проверки знаний по отдельным темам является опрос, тестирование, практическая робота. Умения и навыки работы с бумагой и картоном, природными материалами, с тканью, бросовым материалом и др.

Учебно-тематический план 1-го года обучения (стартовый уровень)

Первый год обучения

Название раздела Количество часов 
п/п        
    теорияпрактикавсего 
      
1Вводное занятие. Правила поведения22 
 учащихся на «ЦДЮТТ», охрана труда ТБ.    
      
2Понятие о творческой деятельности224 
 дизайнеров. История дизайна.      
      
3Тематический рисунок. Понятие сюжетного центра композиции, акцента, доминанты, контраста, нюанса.  Определение геометрического и сюжетного центра композиции. Составление композиции из геометрических фигур.21214 
      
        
      
4Объёмная композиция. Работа с полимерной глиной, скульптором, солёным тестом, холодным фарфором,2810 
 гипсом, папье – маше.      
      
5Объёмная композиция. Изготовление моделей21012 
 и конструкций из бумаги и картона.    
      
6Макетирование сложных объектов из простых геометрических тел.21416 
  Покраска макета.      
      
7Дизайн и живопись. Роль цвета в создании художественного образа. Построение  цветовых21214 
 оригинальных композиций. Основы стилизации образа в техническом дизайне.      
      
8Прикладная графика. Работа над эмблемой.246 
      
 Прикладная графика. Аппликации со    
 словесным, изобразительным и 268 
 комбинированным решением.      
      
9Изобразительные средства передачи фактур21012 
 различных материалов.      
      
9 Перспектива, Выполнение рисунков с41014 
 перспективнымизображением(просмотр    
 репродукций и диапозитивов).      
      
10Дизайн и скульптура. Выполнение скульптур41014 
 из пластилина, глины.  Отливка  моделей  из    
 гипса.       
         
11Проведениеэкскурсийна выставки1010 
 промышленныхтоваров, декоративно-    
 прикладного искусства, дизайна, в музеи и т.п.    
       
12Подготовка к итоговой выставке. 44 
      
13Работа на выставке. Подведение итогов.224 
         
  Итого  40104144 
         

Содержание программы творческого объединения  1-го года обучения.

  1. Вводное занятие. 2ч.

Цели и задачи работы кружка. Содержание деятельности дизайнеров на  и в НИИ. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Правила безопасности.

   2.Понятие о творческой деятельности дизайнеров. История дизайна. 4 ч.

Истоки дизайна. Содержание труда художника-конструктора. Эстетический идеал машинного века. Единство формы и содержания на современном этапе развития науки и техники. Подготовка дизайнеров в РФ. Рабочее место, материалы и инструменты дизайнера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение различных фактур. Работа с бумагой, глиной, тканью, декоративными элементами отделки.

  • Тематический рисунок. Понятия сюжетного центра композиции, акцент, доминанта, контраста, нюанса. Определения геометрического и сюжетного центра композиции.14ч.

Рисунок – основа творческой деятельности живописца, скульптора, художника – графика, художника – конструктора. Понятие формы. Умение видеть и понимать особенности строения той или иной формы (замкнутого пространства).

Изображение трёхмерной формы на двухмерной плоскости листа бумаги.

Понятие о перспективе. Объяснение на доступных примерах основных закономерностей построения перспективы на плоскости.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рисунки по воображению и по памяти.

Выполнение рисунков простейших композиций из объёмных и геометрических фигур. Выполнение рисунков акварелью, гуашью, карандашом.

  • Объёмная композиция.10ч.

Понятие формы.

Работа дизайнера над строением новой вещи – работа по созданию формы, наиболее соответствующей её функциям и назначению.

Основные факторы, влияющие на изменение формы в процессе эволюции техники.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Создание композиций из геометрических объёмных фигур.

Работа с пластилином, гипсом, папе – маше.

Изготовление моделей и конструкций из бумаги и картона.

  • Макетирование сложных объектов из простых геометрических тел. 16ч.

Основные этапы работы дизайнера по созданию макета на основе проекта изделия. Рабочее место дизайнера, оборудование для работы, инструменты. Этапы работы над макетом изделия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Перевод эскиза в чертёж. Использование чертежа в процессе создания макета. Выполнение макета из пластилина, бумаги, картона, гипса, пенопласта, папье – маше.

Выполнение различных фигур на бумаге с использованием разнообразных инструментов:

кисти, валика, губки, щётки и т.д.

Покраска макета с использованием кистей, аэрографа.

  • Дизайн и живопись. Роль цвета в создании художественного образа.14ч.

История живописи, основные течения и направления.

Материалы и инструменты, используемые живописцем.

Основные сочетания цветов в природе, их взаимосвязь и возможности передачи. Основы цветоведения. Законы цветовой гармонии.

Демонстрация произведений выдающихся живописцев (диапозитивы).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Построение цветовых оригинальных композиций.

  • Прикладная графика.6ч.

   Виды графической техники в искусстве и дизайне. Графические знаки и символы. Торговые марки, пиктограммы. Упаковка.

Основные области применения пиктограмм, демонстрация пиктограмм, товарных знаков, их дешифровка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Практическое ознакомление с видами графической техники (доступные виды гравюры: на картоне, гипсе,).

Работа над эмблемой, пиктограммой, товарным знаком в рисунке; аппликации со словесным, изобразительным и комбинированным решением.

  • Изобразительные средства передачи фактур различных материалов. 12ч.

Применение фактуры для имитации поверхности различных материалов. Особенности отделки или строения поверхности, какого – либо материала, способствующие достижению художественной выразительности предмета.

Имитация и подделка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Имитация фактуры дерева, мрамора, ткани, кожи и т.д. Работа с инструментами и материалами, используемыми для получения фактур (бумага, гуашь, акварель, жесткие плоские кисти, поролоновые губки, растворитель для масляных красок, клей ПВА).

  • Перспектива.14ч.

Приёмы, которыми пользовались художники до открытия основных приёмов изображения пространства. Достижения величайших художников эпохи Возрождения в открытии закономерности построения перспективы на плоскости. Линия горизонта. Перспектива на плоскости. Области применения перспективных построений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение рисунков с перспективным изображением (просмотр репродукций и диапозитивов).

  1. Дизайн и скульптура.14ч.

История скульптуры. Материалы и инструменты скульптора. Народная скульптура. Скульптура в интерьере. Основы формообразования в скульптуре и дизайне. Просмотр репродукций, альбомов. Диапозитивов, работ профессиональных скульпторов и народных умельцев.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение скульптур из пластилина, глины. Отливка моделей из гипса.

11. Экскурсии.10ч.

Проведение экскурсий на выставки промышленных товаров, декоративно-прикладного искусства, дизайна, в музеи и т.п. Встречи с конструкторами и художниками.

12. Подготовка к итоговой выставке.4ч.

Оформление и отбор выполненных работ. Выполнение плаката выставки.

Составление каталога экспонатов выставки.

13. Работа на выставке и подведение итогов.4.

Подведение итогов работы организуется в помещении, где проходит выставка.

Приглашение родителей  кружковцев, специалистов. Выступление учащихся.

Комментарии специалистов. Поощрение учащихся по работе в летний период.

Учебно-тематический план 

                                             Второй год обучения

 Название раздела Количество часов 
п/п        
    теорияпрактикавсего 
      
1Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Понятие224 
 о дизайне.       
2Дизайн полиграфии, работа с текстом как объекта композиции. Составление шрифтовых композиций . 21414 
       
3 Дизайн упаковки. Применение фронтальной композиции в производстве фактур из различных материалов Разработка и выполнение упаковки. 21012 
         
4Дизайн рекламы и афиши в современном мире. Разработка эскиза и 21214 
 выполнение афиши. Разработка эскиза этикетки.      
5Дизайн открытки. Разработка и выполнение 21012 
 поздравительной открытки.     
6Дизайн   посуды   (изготовление   предмета21416 
 посудной  утвари:  глина,  пластилин  и  т.д.),    
 декорирование своего изделия.     
7Новогодний дизайн. Выполнение Новогодних22628 
 украшений, сувениров.      
8Дизайн в архитектуре. Изготовление 21214 
 коллективного панно.      
9Сказочнаястрана.Изготовлениеиз21012 
 пластилина,    из    бумаги,    из    бросового    
 материаласказочныхи    фантастических    
 существ.       
10Дизайн декорирования аксессуара. Изготовление броши, заколок, клипсов. 21820 
        
11Дизайн парфюмерных флаконов. Оформление2810 
 флаконов.       
12Дизайн интерьера в выбранной стилистике. Изготовление декоративного аксессуара.21214 
         
13Дизайн среды. Оформление пространства. 22426 
       
14Экскурсии. Подготовка к итоговой выставке. 1414 
       
15Работа на выставке. Подведение итогов. 246 
        
  Итого 42174144 
         

Содержание программы  2-го года обучения.

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Понятие о дизайне.4ч.

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы дизайнера. Проведение инструктажа по ТБ. Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, для примера показать фотографии и видеоматериалы. Развитию мотивации к занятию техническим дизайном послужит рассказ о том, с развития каких навыков должен начинать юный дизайнер, чтобы достичь хороших результатов.

  • Дизайн полиграфии. Работа с текстом как объектом композиции.16ч.

Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист). Внутреннее оформление (иллюстрации, заставка, концовка, буквица). Составление шрифтовой композиции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение макета книжки – малютки. Дизайн книги зависит от её содержания.

  • Дизайн упаковки. Применение фронтальных композиций.12ч.
  • упаковках органично сочетаются изображение и цветовое решение, которое соответствует продукту, предмету, который в ней находится.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Разработка и выполнение упаковки для праздничного подарка.

4. Дизайн рекламы и афиши с современном мире. Разработка эскиза и выполнение афиши. 14ч.

Афиша – это объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении, и т.п. цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма – сказки. Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей.

5. Дизайн открытки.12ч.

Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. открытки – игрушки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Разработка эскиза и выполнение поздравительной открытки

– игрушки (тема открытки и художественный материал по выбору ребёнка).

6. Дизайн посуды.16ч.

Назначение, виды посуды (глиняная, деревянная, металлическая, стеклянная и др.), распространённые виды росписи посуды. Правила этикета за столом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Разработка эскиза изготовление предмета посудной утвари из подручных материалов (папье – маше, глина, пластилин, старая посуда и т.п.). Декорирование своего изделия.

7. Новогодний дизайн.28ч.

История возникновения новогодних праздников. Символы и атрибуты Нового года. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение Новогодних украшений, сувениров, моделирование карнавальных костюмов и масок.

8. Дизайн в архитектуре.14ч.

Искусство архитектуры. Архитектура Древней Греции, Средневековой Европы, архитектура Востока. Пропорции архитектурных сооружений. Гармония архитектуры, природы и человека.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение в технике бумажной пластики фрагментов архитектуры. Изготовление коллективного панно.

9. Сказочная страна.12ч.

Рассматривание видов городов разных стран и эпох. Фантазирование на тему сказочной страны.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Изготовление из пластилина, из бумаги, из бросового материала сказочных и фантастических существ.

10. Дизайн декорирования аксессуаров.20ч.

Знакомство с понятием «аксессуары», также с различными аксессуарами современными и других эпох.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Изготовление броши, заколок, клипсов, украшение пуговицы при помощи различных материалов. Демонстрация готовых изделий.

  1. Дизайн парфюмерных флаконов.10ч.

История возникновения парфюмерии. Знакомство с назначение, видами и материалами для изготовления парфюмерных флаконов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.  Оформление флаконов для духов, одеколона, шампуня и др.

различными материалами в зависимости от назначения содержимого.

  1. Дизайн интерьера в выбранной стилистике.14ч.

Назначение и виды художественных рамок. Сравнение готовых изделий в рамке и без нее.

Рассматривание картин известных художников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Изготовление художественных рамок из соленого теста, из картона в технике бумажной пластики, декорирование коробок из под конфет и др. Изготовление паспорту.

  1. Дизайн среды.26ч.

Оформление пространства, в котором гармонично сочетаются бумажная пластика и сухие растения, развитие навыков владения элементами конструирования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Украшение коридоров школы декоративными рельефами, выполненными в технике бумажной пластики, а также икебаной из сухих растений.

  1. Экскурсии. Подготовка к итоговой выставке.14ч.

Выставка – презентация выполненных работ.

  1. Работа на выставке. Подведение итогов.6ч.

Подведение итогов работы организуется в помещении, где проходит выставка.

Приглашение родителей  кружковцев, специалистов. Выступление учащихся.

Комментарии специалистов. Поощрение учащихся по работе в летний период.

Организационно-методические обеспечение программы

Для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса применяются следующие методы, способы и приемы:

1.словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия);

2.наглядные методы: – метод иллюстраций (рассматривание картинок, фотографий, чертежей, эскизов, обучающих макетов); – метод демонстраций обучения (демонстрация мультимедийных презентаций, наборов слайдов, показ видеоматериалов);

  • практические методы (выполнение и анализ упражнений, выполнение практических заданий, участие в викторинах, выставках и т.д.;
  • игровые моменты.

Система отслеживания результатов

Результативность обучения по программе определяется с помощью беседы и наблюдения педагогом за выполнением практического задания и оценивается по трехбалльной системе

– «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Организационно-методические условия реализации программы

  • парты и стулья, доска и стенды для наглядных пособий;
  • качественное электроосвещение, компьютер;
  • бумага писчевая, бумага цветная, бумажные салфетки, картон;
    • природный материал (засушенные листья деревьев, кукурузные листья, луковая шелуха, перья и др.);
  •  бросовый материал, ткань, клей, краски (акварель, гуашь).

Список литературы для педагога

  1. Авсиян О. Натура. Рисование по представлению. М., 1985.
  2. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962.
  3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1963.
  4. Брофман, В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых

/ В. Бофман. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 144 с.

  • Варламов Р.Г., Струков О.Д. Элементы художественного конструирования в механической эстетике: Учебник для техникумов. – М.: Советское радио,

1980.

  • Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.И. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы // Техническая эстетика.- 1984.- №4.
  • Горняева, Н.А., Изобразительное искусство / Н.А. Горняева, О.С. Островская . – М.: Просвещение, 2009.
  • Гульяну, Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульяну, И.К. Базш. – М.: Просвещение, 1991.
  • Гусаков, М.А. Аппликация / М.А. Гусаков. – М.: Просвещение, 1997.
  1. Гуров, Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни 21 человека. 7-8 классы: Методическое пособие. / Под ред. Б.М. Неменского. –

М.: Просвещение, 2012. – 175 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1128385/. 2.11. Журавлѐва, А.П. Кружок начального технического моделирования с элементами художественного конструирования. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся / А.П. Журавлѐва. – М.: Просвещение, 1988. – 46-52 с .

  1. Даниленко В.Я. Краткосрочные учебные задания – средство активации творческой интуиции // Техническая эстетика.- 1984.- №5.
  1. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование .- М.: Мир,

1976.

  1. Дубровская Н.В. Игры с цветом. СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  1. Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования / З.А. Каргина. – М.: Школьная пресса, 2006.
  1. Колякин В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Владис, 2004.
  1. Коргузалова Р.И. Рисование. М.: Просвещение, 1997.
  1. Пузанов В.И., Петров Г.П. Макеты в и художественном конструировании. – М.: Машиностроение, 1984.
  1. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и еѐ применение в рисунке. М., 1978.
  1. Ростовцев Н. Академический рисунок. М., 1973.
  2. Ростовцев Н. Очерки истории методов преподавания рисунка. М., 1984.
  3. Синицына Е.И. Умные занятия. М.: Лист, 1999.
  4. Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1977.
  • Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр. спец. / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвещение, 1989.
  • Фрилинг Г., Ауэрт К. Человек. Цвет. Пространство. – М.: Стройиздат, 1973.
  • Хилл П. Наука и искусство проектирования. – М.: Мир, 1973.
  • Холмянский Л.М., Шипанов А.С. Дизайн. – М.: Просвещение, 1985.
  • Цыганкова Э.Г. У истоков дизайна. – М.: Наука, 1977
  • Чернова, О.А. Архитектурное макетирование. Программа дополнительного образования детей / О.А. Чернова. – Нижний Тагил, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sut2ntagil.narod.ru/programm/arkhitekturnoe_maketirovanie_72_ chasa.pdf.
  • Школа изобразительного искусства: Сб. ст. В 10 вып. М., 1960-1988.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Адамчик, М. Русское искусство и архитектура / М. Адамчик. – М.: Харвест,

2009.

  • Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М.: Лист, 1998.
  • Алехин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993.
  • Барщ А. Наброски и зарисовки. М., 1970.
  • Большая книга поделок. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
  • Ватагин В. Изображение животных. М., 1957.
  • Гульянц, Э.К. Учите детей мастерить / Э.К. Гульянц. – М.: Просвещение,

1981.

  • Дейнека А. Учитесь рисовать. М.. 1961.
  • Дубровская Н.В. Краски палитры. 6-7 лет. Рабочая тетрадь по цветоведению. СПб. Детство-Пресс, 2006.
  • Минервин Г.Б., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей. – М.: Просвещение, 1975.
  1. Парамонова, А.А. Детское творческое конструирование / А.А. Парамонова.

– М.: Издательский дом «Карапуз», 1999.

  1. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов / Г.И. Перевертень. – М.: Просвещение, 1985.
  1. Сергеев А. Учебный натюрморт. М., 1955.
  1. Соловьѐв С.П. Астров Т.Е. Цвет в интересах общеобразовательных школ. – М.: Стройиздат, 1973.
  1. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  1. Хитров А., Кашуркин Т., Алексеева Е. Учебный рисунок. М., 1953.

                      Техническое оснащение педагогического процесса:

                       -компьютер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Skip to content