Центр детско-юношеского технического творчества

Художественно-эстетическое объединение “Основы Дизайна”

Пояснительная записка.

содержание:

введение

Актуальность и новизна предлагаемой программы.

Цели и задачи программы:

Основные направления программы.

Учебная программа.

Содержание программы,

Планируемые результаты.

«Комплекс организационно-педагогических условий»:

 календарный учебный график;

 условия реализации программы;

 формы аттестации;

 методические материалы;

 список литературы.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Основы дизайна» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Основы дизайна» занимает важное место в комплексе общеразвивающих дополнительных программ в эстетическом цикле предметов технического творчества. «Основы дизайна», то есть изучение композиционных закономерностей, формообразования и цветового колорита предметов, окружающего нас пространства, составляет часть технической эстетики в художественном конструировании.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эстетического объединения «Основы дизайна» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования:

– Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  № 273-ФЗ. 

-Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. № 1726р.

-Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018  N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242).

– Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 08. 09.2015 № 613-н.

– Постановления Главного санитарного врача РФ от  4 июля 2014г №41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14»Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

-Уставом  Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского технического творчества» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

При составлении программы использованы:

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН».

Предметная область. ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА. по учебному предмету ПО.01. УП.03.

ОСНОВЫ ДИЗАЙН – ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Москва 2013. Разработчик: М.Г.Марцинечко, преподаватель Иркутского художественного училища имени И.Л.Копылова. Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область.ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.01. ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ. Москва 2012

Разработчики: А.Ю.Анохин, директор Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель, почетный работник общего образования Российской Федерации. И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель.

С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, кандидат педагогических наук.

Частично использована программа по учебному предмету ПО.03.УП.01. ПЛЕНЭР, тех же авторов.

  • ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ОСНОВЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РИСОВАНИЕ. Москва 2013г.

Разработчики: И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель. С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, методист, кандидат педагогических наук.

  • ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ДИЗАЙН. Москва 2013.

Разработчики: А.С.Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук. А.С.Сокольская, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, старший преподаватель Орловского государственного института искусств, член Союза художников России.

Адаптирована автором-составителем Булавинцевой Е.В. к младшему школьному возрасту с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в общеобразовательных и детских школах искусств.

Направленность программы – художественно эстетическая.

В современном мире, окружающей нас действительности, особое место в развитии подрастающего поколения занимает «мир вещей». Понимание технологии создания предметов, их художественно эстетическую ценность, связь конструкторских и технических аспектов в создании изделия в окружающей среде, является неотделимой особенностью творческого развития личности. Освоение программы «Основы дизайна», как основы композиционных закономерностей в изобразительном искусстве, дает начальный уровень обучения в художественно эстетическом и техническом развитии. На первом месте которой стоит основная цель – развитие одаренной творческой личности, социально адаптированной в постоянно изменяющейся окружающейся среде.

Программа составлена с акцентом на развитие творческого мышления в том числе ассоциативного, абстрактного, образного и художественно-эстетического видения окружающей нас действительности, что является актуальным и необходимым компонентом в развитии личности.

Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2016    года № 873-р   Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Стратегии развития воспитания в 2016-2020 годах, где предусмотрено в том числе ≤….≥

-Проведение мероприятий в области инноваций и научно-технического творчества молодежи.

– Вовлечение молодежи в занятие творческой деятельностью.

А также «Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года», утверждённой распоряжением правительства РФ N 1726-р от 04.09.2014 года….в которой говориться о практическом внедрении мероприятий и программ развития учреждений дополнительного образования :

– В создании условий для личностного развития детей, предоставлении им возможности для самовыражения.

-Мотивации младшего поколения к творческому, научному, спортивному, трудовому развитию.

«Основы композиции, как основы дизайна» является составляющим для последующего изучения предметов в области художественного конструирования и технической эстетики в изобразительном искусстве.

Программа предмета «Основы дизайна» состоит из 2 основных разделов — графики (Раздел «ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОСВОЕНИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В ДИЗАЙНЕ» и цветоведения (Раздел «ЦВЕТ – КАК СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛНОСТИ В ОСВОЕНИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В ДИЗАЙНЕ»), и 2 дополнительных (Раздел «ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ») и раздел «ПЛЕНЕРНАЯ ПРАКТИКА», сбор натурного материала для дальнейшей переработки формы и цвета. Эти направления в содержании учебного предмета повторяются в каждой возрастной категории.

В реализации программы особое внимание удаляется творческим работам учащихся, их участию в конкурсах и выставках разного уровня.  

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований, к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Программа предмета «Основы дизайна» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках с целью освоения проектной деятельности, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия художественной культуры через пробуждение интереса к изобразительному творчеству.

Программа обеспечивает знакомство учащихся с изобразительными средствами композиции, основами стилизации, основами плоскостной композиции, которые применяются в фирменном стиле, информационном дизайне, графическом дизайне, дизайне книги, плакате. Содержание программы включает в себя основы объемной композиции, сфера применения которой распространяется на разработку проектов модульного оборудования, бутафории, сценографии, упаковки, игрушки, витрины, выставки.

Содержанием программы являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Выполняя задания, связанные с изобразительной деятельностью, дети учатся применять разнообразные графические материалы, организовывать композиционную плоскость, композиционный центр формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными видами дизайна, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, эмоции, фантазию.

Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой по дизайну.

На основании   Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242) содержание и материал программы дополнительного образования детей организованы по принципу дифференциации и соответствия с уровнями сложности. Данная программа расчитана на освоение «Стартового уровеня» – общедоступные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы, предлагаемого для освоения учащимися.

Срок реализации учебного предмета «Основы дизайна» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте 7 лет, составляет 2 года.

Цели и задачи учебного предмета.

Цели:

– развитие художественно-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области дизайна;

– определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в профессиональных организациях и организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы в области дизайна.

Задачи:

•        овладение основами художественной грамоты;

•        формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;

•        овладение основами проектирования и основами исполнительского мастерства;

•        формирование практических навыков создания дизайн-объектов;

•        формирование навыков составления и использования композиции в различных материалах и техниках;

•        творческое использование полученных умений и практических навыков;

•        развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

•        воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения учащихся друг к другу; сотворчество.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Основы дизайна» разработано с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей их пространственного мышления и включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техническими способами работы с различными материалами, а практическая часть – это применение теоретических знаний в учебном и творческом поиске. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии мира дизайна, приобретают умения работать в различных графических техниках, технике коллажа, учатся создавать дизайн-проекты.

Содержание программы включает следующие основные направления:

изобразительные средства композиции; стилизация, плоскостная композиция; сфера применения плоскостной композиции (фирменный стиль, информационный дизайн, графический дизайн, дизайн книги, плакат); объемная композиция: сфера применения объемной композиции (модульное оборудование, бутафория, сценография, упаковка, игрушка, витрина, выставка).

Содержание программы направленно на освоение различных способов работы с материалами, а также на ознакомление с традиционными народными ремеслами, другими видами декоративно-прикладного творчества.

Возраст детей – от 6 до 11 лет.

Дети этого возраста начинают более профессионально осваивать грамоту изобразительного искусства, начиная от правильного обращения с кисточкой и карандашами , освоению новыми для них материалами. до самостоятельного творческого самовыражения по средствам изобразительной грамотности , с учетом характерных индивидуальных возрастных особенностей. Они способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства, жанрах и техники исполнения.

 Срок реализации образовательной программы рассчитан на 2 года обучения. Первый год направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, приобретением основных навыков рисования, применения различных техник и приемов. Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих навыков и знаний в дальнейшей работе.

Формы занятий.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности учащихся имеет большое значение в воспитательном процессе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Преподаватель чередует методы обучения, используя то  репродуктивный – то есть по шаговая работа, вместе с преподавателем, а так же работа по образцу, так и творческую самостоятельную деятельность.

На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет декоративную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

 Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1.5 академических часа, количество часов в неделю 3 часа, 108 часа в год – первый год обучения.

Академический час длится 40 мин. для детей 6,7 лет. Перерыв между занятиями 5 – 10 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:  Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по – настоящему желающий этого, ребенок.

В конце первого года обучения

обучающийся будет знать:

– отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

 – ведущие элементы изобразительной грамоты

1). Художественно выразительные средства в графике – линия, штрих, и тон. Что такое линейный рисунок и силуэт. Какие есть художественные материалы в графике. Несколько имён художников графико;

 2). Художественно выразительные средства в живописи – тон цвета, мазок и пятно, основные и дополнительные цвета, холодные и теплые оттенки, парные контрастные цвета.

– понимать, что такое натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая работа, что есть работа с натуры и по памяти и по представлению.

– делать этюды с натуры, эскизы,

– составлять сюжет своей работы используя законы композиции: главное, второстепенное, композиционный центр и дальний план.

3). Художественно выразительные средства в композиции. Освоит такие понятия как: образность, цельность, симметрия и асимметрия, статика и динамика, равновесие. Ритм, доминанта и акцент.

Обучающиеся будут уметь:

– Ориентироваться в формате, правильно компоновать изображение в листе.

 – передавать на работе в графической технике характер линий, штрихов и пятна, видеть и различать тон, форму и объем предметов, Знать  и уметь изображать геометрическую форму предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

– уметь использовать художественно выразительные средства  живописи, такие как тон цвета, мазок и пятно. Работать в разных техниках способ примакивания, по-мокрому, печатания основой, трафаретной живописи. С помощью цвета передавать эмоции и настроение в работе.

 – выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

– овладеть навыками работы в технике аппликация, держать правильно ножницы. вырезать по контору прямые и круглые по форме предметы, освоить навык сгибания и разгибания бумаги, выворачивания в оригами и конструировании;

– владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.

 обучающийся будет способен проявлять коммуникативные качества:

 – проявлять интерес к творческим успехам товарищей;

 – творчески откликаться на события окружающей жизни.

По завершении второго года обучения:

обучающийся будет знать:

 – отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства;

– особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

– закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции и перспективы;

– различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

– знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

– роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

 обучающийся будет уметь:

 – применять на практике законы цветовидения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

 – правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге с учетом перспективы;

 – передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

 – передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов с учетом правил перспективы и светотени;

 – наблюдать в природе и передавать в работах основ воздушной перспективы;

 – в сюжетных работах передавать движение;

 – искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

 – приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

 – владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

 – выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;

 – работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;

 – делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

 – понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

 – проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;

 – эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;

 – слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

 – предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

 – понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Формы подведения итогов.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

– просмотра аттестационной комиссии при отборе работ на выставку.

– выставок детских работ. не реже чем 2 раза в год,

 – в конце года готовится итоговая конкурсная выставка детских творческих работ.

Одной из форм представления результатов работы являются: открытые занятия, занятия совместно с родителями.

А также используются другие формы работы. Такие. Как: Итоговые, сменные или тематические экспозиции творческих работ учащихся. Защита творческих работ. Проведение открытых занятий, творческих лабораторий и мастерских в рамках Проекта МБУДО «ЦДЮТТ» по интеграции дополнительного, общего и высшего образования. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, выставках.

Внеаудиторные занятия: (Наблюдения живой и неживой природы;

Фото и видео съемка, как метод сбора изобразительного материала; сбор природного материала; зарисовки и наброски архитектурных строений, транспорта, растений и животных; посещение музеев, экскурсии.

Знакомство с деятельностью профессиональных коллективов, студий декоративного и изобразительного искусства, с творческими объединениями школ, вузов. Участие в социальных опросах населения, интервьюирование, в брифингах, круглых столах и пр.  за пределами учебного заведения и благотворительных акциях.

Учебно-тематический план.

Тема занятий  Количество часов
ТеорияПрактикаВсего
 ВВОДНЫЫЙ КУРС.  13,5
1Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, (Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками). Что такое ДИЗАЙН. («Искусство вокруг нас»). Виды дизайна.213
2Художественно – выразительные средства в изобразительном искусстве. «Чем и как рисуют художники».123
3«Основа в творчестве – это развитие мышления». Примеры разного мышления в изобразительном искусстве. (Чистяков, Татлин. Кандинский. Малевич и др). Введения понятия «дизайнерского мышления». Знакомство с тематической программой на занятиях «Основы дизайна» – на примерах выполненных детских работ, объединенных под общим названием «На что это похоже?»1,567,5
     
41. Раздел «ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОСВОЕНИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В ДИЗАЙНЕ»4,53034,5
52. Раздел «ЦВЕТ – КАК СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛНОСТИ В ОСВОЕНИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В ДИЗАЙНЕ»34245
63. Раздел «ПЛЕНЕРНАЯ ПРАКТИКА»21012
74. Раздел «ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ» Плоскостная композиция. Правила композиции в формировании художественного образа.2810
85. Раздел «Творческие работы».   

Методическое обеспечение программы:

Организация процесса обучения  должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются:

Методы организации занятий:

-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов  и  т.д.

-репродуктивный метод –метод практического показа.

Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и осовенный способы деятельности;

-частично-поисковый –  участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

         Методы. Обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

– фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

-груповой – организация работы по группам (2-5 человек);

-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

         Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу.тренинг.

         Дидактический материал:

бумага  (бумагопластика);

пластилин и масса для лепки (рельеф, скульптура);

палочки (граттаж);

природный материал;

тушь (кляксография);

восковые мелки  (графика);

акварель;

витражные краски;

поролон,

кисточки,

штампы, трафареты;

фигурки из дерева, картона, пластика (деревья, цветы, фигуры людей, фрукты и овощи),

серия художественных альбомов «Искусство детям»: Графические орнаменты. Акварельные цветы. Необыкновенное рисование. Дымковская игрушка и т. д.;

разработки игр и занятий.

Методические рекомендации для педагога и родителей.

Основные части занятия:

  • введение – создание эмоционального отношения к работе,
  • обсуждение  пройденного ранее материала;
  • знакомство с  новым  материалом  – беседа, рассматривание дидактических материалов,
  • подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
  • творческая  деятельность детей;
  • выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.

Список  литературы:

  1. Сокольникова Н.М.   Изобразительное  искусство и методика  его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н.,  Куликова С.Л.  Занятия  с  дошкольниками  по изобразительному  искусству – М.: Творческий  центр  сфера, 1999.
  3. Неменский Б.М. Изобразительное  искусство и художественный  труд 1-4 классы – М.: Просвещение, 1991.
  4. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском  возрасте.3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
  5. Герчук Ю.Я.  Основы  художественной  грамоты-М.:  Учебная литература, 1998.
  6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984.
  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-2 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1995.
  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3-4 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1997.
  9. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 7-8 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1997.
  10. Соколова О.Ю.  Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005.
  11. Алан Гир  и Барри Фристоун  Роспись по стеклу. М.: АРТ-РОДНИК, 2004.
  12. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
  13. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И.  Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
  14. Ломоносова М.Т.  Графика и живопись.: Учеб. пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003
  15. . Претте М.К,  Капальдо А.   Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.
  16. Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.

Список  литературы для обучающихся:

  1. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
  2. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И.  Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
  3. Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.
  4. Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.
  5. Лыкова И.А.  Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз
  6. Лыкова И.А.  Чудесные  писанки.  Издательство: Карапуз,  2007.
  7. Лыкова И.А. Золотая хохлома.  Издательство: Карапуз,2007.
  8. Карл Вёрман.  История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000.
  9. Пьер Порте. “Учимся рисовать”: …человека; …диких животных; …природу; …окружающий мир; …зверей, рыб, птиц; …от А до Я. Мир книги, 2005.
  10. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию.+ рабочая тетрадь (Учимся рисовать. Обучение композиции.) Издательство: Ювента,  2002, 2003.
  11. Шалаева Г.П. Издательство: АСТ- Слово. Серия: Хочу стать художником, 2009.
  12. Дуг Дюбоск. Как рисовать перспективу.-: Минск, ООО “Попурри”, 2001.
  13. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров.
  14.  Содействие, 2007. Жанр: Учебное пособие. Серия: Рисование для всех.

Интернетресурсы:

  1. http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#
  2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
  3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
  4. stranamasterov.ru/
  5. http://pro-risunok.ru/
  6. http://www.koob.ru/draw/
  7. www.alleng.ru/edu/art3.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Skip to content