Центр детско-юношеского технического творчества

3D рисунок

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «3D-рисунок» составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Жуковской Натальи Валерьевны и учителя изобразительного искусства Зверевой Галины Васильевны и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. №1726р.

– приказом Министерства образования н науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 198 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным программам»;

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г.№ 09-3242).

– Профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 08.09.2015 №613-н.

 – распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»

– в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  до детей» (СанПиН 2.4.4.3172 от 04.06.2014г.), с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разно уровневые  программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

-Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского технического творчества» муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым. Программа рассчитана на 108 часа и посвящена изучению основ создания моделей средствами 3D ручки.

Направленность программы 

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – техническая. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию проектно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Актуальность 

Работа с 3D – одно из самых популярных направлений, причём занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. В наше время трёхмерной картинкой уже никого не удивишь. Люди осваивают азы трёхмерного моделирования достаточно быстро и начинают применять свои знания на практике. 

Решающее значение имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования призвано способствовать приобретению соответствующих навыков. Данный курс посвящён изучению простейших методов 3Dмоделирования с помощью 3D ручки.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа позволит выявить обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью 3D-ручки. В процессе создания моделей, обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным, это повысит уровень пространственного мышления, воображения.

Особенностью данной программы является ее практическая направленность, связанная с получением навыков работы с современным оборудованием – 3d ручкой. В ходе обучения ребенок получает основные сведения об устройстве оборудования, принципах его работы. В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать задачи различной сложности, связанные со способами изготовления и сборки моделей с учетом ограничений той или иной технологии. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. При общей практической направленности теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для правильного понимания значение тех или иных технических требований для осознанного выполнения работы. Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного процесса. Специально для практической работы подобран ряд моделей, которые позволят ребенку понять, границы применимости той или иной технологии, понять свойства того или иного материала. В конце программы каждый обучающийся изготавливает модель, что способствует формированию большей заинтересованности в дальнейшей работе.

Цель программы – формирование и развитие у обучающихся основных навыков по трёхмерному моделированию.

 Задачи программы  

Обучающие:

  • способствовать формированию умения обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации;
  • способствовать реализации межпредметных связей по информатике, геометрии и рисованию.
  • формировать понятие трёхмерного моделирования; 
  • учить ориентироваться в трёхмерном пространстве, модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы, объединять созданные объекты в функциональные группы, создавать простые трёхмерные модели.

Развивающие:

  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность в поиске решения;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели;
  • Способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.

Отличительные особенности

Дополнительная общеразвивающая программа «Объёмное рисование» составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Жуковской Натальи Валерьевны и учителя изобразительного искусства Зверевой Галины Васильевны.

Программа ориентирована на формирование и систематизацию знаний и умений по курсу 3D-моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала курса, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и технического творчества.

Курс, с одной стороны, призван развить умения использовать трехмерные графические представления информации в процессе обучения, а с другой – предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы и сроки реализации программы

Программа предназначена для освоения обучающимися 7-11 лет, отбора детей для обучения по программе не предусмотрено.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Форма проведения занятий: групповая. 

Форма обучения: очная. 

Режим занятий: 3 час в неделю, всего 108 часа в год.

Формы проведения занятий подбираются с учётом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и возраста воспитанников: рассказ, беседа, дискуссия, учебная познавательная игра, мозговой штурм, и др.

Выполнение образовательной программы предполагает активное участие в олимпиадах, конкурсах, выставках ученического технического творчества.

Организация образовательного процесса:

Набор детей в группы на 2019-2020 учебный год: производится в период с 01 по 15 сентября.

 Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации:

Обязательными являются полугодовой и итоговый мониторинг качества освоения дополнительных общеразвивающих программ (декабрь 2019 года и май 2020).

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации; 
  • готовность к выбору направления профильного образования с учётом устойчивых познавательных интересов; 
  • освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:
    1. освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
    1. формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
    1. оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
  2. Познавательные универсальные учебные действия:
    1. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, 
    1. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
  3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
    1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные результаты:

  • обучающийся получит знания о возможностях построения трёхмерных моделей, 
    • научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Итоговая аттестация по программе проводится в форме разработки дизайн – проекта.  Участие в соревнованиях и олимпиадах по 3D-моделированию и выставках. 

Учебно-тематический план

  п/пТемаКоличество часов
 ВсегоТеорияПрактика
 I Раздел. «Знакомство с 3D ручкой»
 13D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки312
 2Техника безопасности при работе с 3D ручкой312
 3Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой312
 4Общие понятия и представления о форме312
 5Геометрическая основа строения формы предметов312
 6Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства303
 7Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (алфавит)303
 8Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (алфавит)303
 9Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету»303
 10Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету»303
 II Раздел. «Я моделирую»
 11 Значение чертежа312
 12 Значение чертежа312
 13Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня»303
 14Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня»303
15Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы»303 
16Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы»303 
III Раздел. «Я создаю»   
17 Создание трёхмерных объектов312 
18 Создание трёхмерных объектов303 
19 Практическая работа «Велосипед»303 
20 Практическая работа «Велосипед»303 
21 Практическая работа «Дерево»303 
22 Практическая работа «Дерево»303 
23 Практическая работа «Качели»303 
24 Практическая работа «Качели»303 
25 Практическая работа «Самолет»303 
26 Практическая работа «Самолет»303 
IV Раздел. «Мой проект»   
27Создание и защита проекта. «В мире сказок»303 
28Создание и защита проекта. «В мире сказок»303 
29Создание и защита проекта. «В мире сказок»303 
30Создание и защита проекта. «В мире сказок»303 
31Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»303 
32Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»303 
33Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»303 
34Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»303 
35Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»303 
36Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»303 
 Всего:1088100 
    

Содержание программы

I  РАЗДЕЛ. «ЗНАКОМСТВО С 3D РУЧКОЙ»

В ходе изучения тема раздела «Знакомство с 3D ручкой» обучающиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам работы, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре:

Тема 1-2. 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки.

Техника безопасности при работе с 3D ручкой (6 часа)

– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала. Личностные:

готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные:

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; Познавательные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий; Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 3-4. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме (6 часа)

– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала, изображение на плоскости.

Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные:

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; Познавательные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий; Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 5-6. Геометрическая основа строения формы предметов. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства.  (6 часа)

– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала, изображение на плоскости.

Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; Познавательные: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 7-8.  Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету»

(алфавит). Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (12 часа) – Изображение на плоскости и в объёме. Личностные:

готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные:

создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; Познавательные:

осуществление синтеза как составления целого из частей Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

II   РАЗДЕЛ. «Я МОДЕЛИРУЮ»

В ходе изучения тем раздела «Я моделирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность за счёт объёма. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма рисования. 

Тема 11-12. Значение чертежа. (6 часа)

  • Выполнение эскиза объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня»
  • Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала
  • Композиционные поиски, зарисовки, – Объёмно-пространственное моделирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще неизвестно Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 13-14.  Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня» (6 часа)

  • Объёмно-пространственное моделирование,
  • Выполнение тематических композиций на плоскости и в объёме из реальных и абстрактных форм.

Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного

результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:

Анализобъектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 15-16.  Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы» (6 часа)

  • Объёмно-пространственное моделирование,
  • Выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:

осуществление синтеза как составления целого из частей Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

III  РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ»

В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества        учащихся       посредством проектирования        и          создания        обучающимися собственных моделей.

Тема 17-18.  Создание трёхмерных объектов. (6 часа)

– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для

сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 19-20.  Практическая работа «Велосипед» (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные:

готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, строить рассуждения в форме связи

простых суждений об объекте. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 21-22.  Практическая работа «Дерево». (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного

результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для

сравнения, классификации объектов. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 23-24. Практическая работа. «Качели». (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные:

осуществление синтеза как составления целого из частей

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Тема 25-26. Практическая работа. «Самолет». (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные:

осуществление синтеза как составления целого из частей Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

IV  РАЗДЕЛ. «МОЙ ПРОЕКТ»

В ходе изучения тем раздела «Мой проект» упор делается на развитие технического творчества            учащихся       посредством проектирования        и          создания        обучающимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов. Тема 27-30.  Создание и защита проекта «В мире сказок». (12 часа) проектно-конструктивная деятельность Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного

результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Тема 31-36.  Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» (18 часа) проектно-конструктивная деятельность Личностные:

готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-

познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Материально-техническое обеспечение программы

  • Класс;
  • 3D ручки;
  • Пластик PLA и ABC;
  • Бумага;
  • Карандаш.

Техника безопасности

Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает обучающимся об основных правилах соблюдения техники безопасности.

Ресурсное обеспечение программы

Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты: 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: 

  • инструкции по работе с 3D-ручкой 
  • шаблоны для 3D-ручки 
  • экранные видео лекции, видео ролики; 
  • информационные материалы на сайте, посвящённом данной дополнительной образовательной программе; 

По результатам работ всей группы будет создаваться проект, который можно будет использовать не только в качестве отчётности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся. 

Дидактическое обеспечение 

Дидактическое обеспечение программы представлено конспектами занятий и презентациями к ним.  

Техника безопасности Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает обучаемым об основных правилах соблюдения техники безопасности.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4кл.)
  2. Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л. Бочков.- СПб.: Питер, 2013.- 304с. 

Интернет ресурсы

  1. www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a
  2. http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf
  3. https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0
  4. https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
  5. https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
  6. http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
  7. http://www.losprinters.ru/articles/trafaretydlya3druchek (трафареты)
  8. https://selfienation.ru/trafaretydlya3druchki/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Skip to content