Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «3D-рисунок» составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Жуковской Натальи Валерьевны и учителя изобразительного искусства Зверевой Галины Васильевны и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. №1726р.
– приказом Министерства образования н науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 198 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным программам»;
– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г.№ 09-3242).
– Профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 08.09.2015 №613-н.
– распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»
– в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования до детей» (СанПиН 2.4.4.3172 от 04.06.2014г.), с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
-Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеского технического творчества» муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым. Программа рассчитана на 108 часа и посвящена изучению основ создания моделей средствами 3D ручки.
Направленность программы
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – техническая. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию проектно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Актуальность
Работа с 3D – одно из самых популярных направлений, причём занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. В наше время трёхмерной картинкой уже никого не удивишь. Люди осваивают азы трёхмерного моделирования достаточно быстро и начинают применять свои знания на практике.
Решающее значение имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования призвано способствовать приобретению соответствующих навыков. Данный курс посвящён изучению простейших методов 3Dмоделирования с помощью 3D ручки.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа позволит выявить обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью 3D-ручки. В процессе создания моделей, обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным, это повысит уровень пространственного мышления, воображения.
Особенностью данной программы является ее практическая направленность, связанная с получением навыков работы с современным оборудованием – 3d ручкой. В ходе обучения ребенок получает основные сведения об устройстве оборудования, принципах его работы. В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать задачи различной сложности, связанные со способами изготовления и сборки моделей с учетом ограничений той или иной технологии. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. При общей практической направленности теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для правильного понимания значение тех или иных технических требований для осознанного выполнения работы. Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного процесса. Специально для практической работы подобран ряд моделей, которые позволят ребенку понять, границы применимости той или иной технологии, понять свойства того или иного материала. В конце программы каждый обучающийся изготавливает модель, что способствует формированию большей заинтересованности в дальнейшей работе.
Цель программы – формирование и развитие у обучающихся основных навыков по трёхмерному моделированию.
Задачи программы
Обучающие:
- способствовать формированию умения обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации;
- способствовать реализации межпредметных связей по информатике, геометрии и рисованию.
- формировать понятие трёхмерного моделирования;
- учить ориентироваться в трёхмерном пространстве, модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы, объединять созданные объекты в функциональные группы, создавать простые трёхмерные модели.
Развивающие:
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность в поиске решения;
- развивать мелкую моторику;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Способствовать развитию умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели;
- Способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
Отличительные особенности
Дополнительная общеразвивающая программа «Объёмное рисование» составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования Жуковской Натальи Валерьевны и учителя изобразительного искусства Зверевой Галины Васильевны.
Программа ориентирована на формирование и систематизацию знаний и умений по курсу 3D-моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала курса, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и технического творчества.
Курс, с одной стороны, призван развить умения использовать трехмерные графические представления информации в процессе обучения, а с другой – предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы и сроки реализации программы
Программа предназначена для освоения обучающимися 7-11 лет, отбора детей для обучения по программе не предусмотрено.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий: групповая.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 час в неделю, всего 108 часа в год.
Формы проведения занятий подбираются с учётом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и возраста воспитанников: рассказ, беседа, дискуссия, учебная познавательная игра, мозговой штурм, и др.
Выполнение образовательной программы предполагает активное участие в олимпиадах, конкурсах, выставках ученического технического творчества.
Организация образовательного процесса:
Набор детей в группы на 2019-2020 учебный год: производится в период с 01 по 15 сентября.
Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации:
Обязательными являются полугодовой и итоговый мониторинг качества освоения дополнительных общеразвивающих программ (декабрь 2019 года и май 2020).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации;
- готовность к выбору направления профильного образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
- освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям,
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты:
- обучающийся получит знания о возможностях построения трёхмерных моделей,
- научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Итоговая аттестация по программе проводится в форме разработки дизайн – проекта. Участие в соревнованиях и олимпиадах по 3D-моделированию и выставках.
Учебно-тематический план
п/п | Тема | Количество часов | ||||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
I Раздел. «Знакомство с 3D ручкой» | ||||||||||
1 | 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки | 3 | 1 | 2 | ||||||
2 | Техника безопасности при работе с 3D ручкой | 3 | 1 | 2 | ||||||
3 | Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой | 3 | 1 | 2 | ||||||
4 | Общие понятия и представления о форме | 3 | 1 | 2 | ||||||
5 | Геометрическая основа строения формы предметов | 3 | 1 | 2 | ||||||
6 | Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства | 3 | 0 | 3 | ||||||
7 | Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (алфавит) | 3 | 0 | 3 | ||||||
8 | Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (алфавит) | 3 | 0 | 3 | ||||||
9 | Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» | 3 | 0 | 3 | ||||||
10 | Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» | 3 | 0 | 3 | ||||||
II Раздел. «Я моделирую» | ||||||||||
11 | Значение чертежа | 3 | 1 | 2 | ||||||
12 | Значение чертежа | 3 | 1 | 2 | ||||||
13 | Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня» | 3 | 0 | 3 | ||||||
14 | Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня» | 3 | 0 | 3 | ||||||
15 | Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы» | 3 | 0 | 3 | ||||||
16 | Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы» | 3 | 0 | 3 | ||||||
III Раздел. «Я создаю» | ||||||||||
17 | Создание трёхмерных объектов | 3 | 1 | 2 | ||||||
18 | Создание трёхмерных объектов | 3 | 0 | 3 | ||||||
19 | Практическая работа «Велосипед» | 3 | 0 | 3 | ||||||
20 | Практическая работа «Велосипед» | 3 | 0 | 3 | ||||||
21 | Практическая работа «Дерево» | 3 | 0 | 3 | ||||||
22 | Практическая работа «Дерево» | 3 | 0 | 3 | ||||||
23 | Практическая работа «Качели» | 3 | 0 | 3 | ||||||
24 | Практическая работа «Качели» | 3 | 0 | 3 | ||||||
25 | Практическая работа «Самолет» | 3 | 0 | 3 | ||||||
26 | Практическая работа «Самолет» | 3 | 0 | 3 | ||||||
IV Раздел. «Мой проект» | ||||||||||
27 | Создание и защита проекта. «В мире сказок» | 3 | 0 | 3 | ||||||
28 | Создание и защита проекта. «В мире сказок» | 3 | 0 | 3 | ||||||
29 | Создание и защита проекта. «В мире сказок» | 3 | 0 | 3 | ||||||
30 | Создание и защита проекта. «В мире сказок» | 3 | 0 | 3 | ||||||
31 | Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» | 3 | 0 | 3 | ||||||
32 | Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» | 3 | 0 | 3 | ||||||
33 | Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» | 3 | 0 | 3 | ||||||
34 | Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» | 3 | 0 | 3 | ||||||
35 | Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» | 3 | 0 | 3 | ||||||
36 | Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» | 3 | 0 | 3 | ||||||
Всего: | 108 | 8 | 100 | |||||||
Содержание программы
I РАЗДЕЛ. «ЗНАКОМСТВО С 3D РУЧКОЙ»
В ходе изучения тема раздела «Знакомство с 3D ручкой» обучающиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам работы, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре:
Тема 1-2. 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки.
Техника безопасности при работе с 3D ручкой (6 часа)
– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала. Личностные:
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; Познавательные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий; Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 3-4. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме (6 часа)
– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала, изображение на плоскости.
Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; Познавательные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий; Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 5-6. Геометрическая основа строения формы предметов. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства. (6 часа)
– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала, изображение на плоскости.
Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; Познавательные: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 7-8. Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету»
(алфавит). Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (12 часа) – Изображение на плоскости и в объёме. Личностные:
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные:
создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; Познавательные:
осуществление синтеза как составления целого из частей Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
II РАЗДЕЛ. «Я МОДЕЛИРУЮ»
В ходе изучения тем раздела «Я моделирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность за счёт объёма. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма рисования.
Тема 11-12. Значение чертежа. (6 часа)
- Выполнение эскиза объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня»
- Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала
- Композиционные поиски, зарисовки, – Объёмно-пространственное моделирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 13-14. Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня» (6 часа)
- Объёмно-пространственное моделирование,
- Выполнение тематических композиций на плоскости и в объёме из реальных и абстрактных форм.
Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:
Анализобъектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 15-16. Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы» (6 часа)
- Объёмно-пространственное моделирование,
- Выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:
осуществление синтеза как составления целого из частей Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ»
В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания обучающимися собственных моделей.
Тема 17-18. Создание трёхмерных объектов. (6 часа)
– Активная беседа во время восприятия и освоения нового материала Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для
сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 19-20. Практическая работа «Велосипед» (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные:
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте. Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 21-22. Практическая работа «Дерево». (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для
сравнения, классификации объектов. Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 23-24. Практическая работа. «Качели». (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные:
осуществление синтеза как составления целого из частей
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Тема 25-26. Практическая работа. «Самолет». (6 часа) – Моделирование и художественное конструирование Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные:
осуществление синтеза как составления целого из частей Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
IV РАЗДЕЛ. «МОЙ ПРОЕКТ»
В ходе изучения тем раздела «Мой проект» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания обучающимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов. Тема 27-30. Создание и защита проекта «В мире сказок». (12 часа) проектно-конструктивная деятельность Личностные: готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Тема 31-36. Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» (18 часа) проектно-конструктивная деятельность Личностные:
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-
познавательной мотивации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Материально-техническое обеспечение программы
- Класс;
- 3D ручки;
- Пластик PLA и ABC;
- Бумага;
- Карандаш.
Техника безопасности
Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает обучающимся об основных правилах соблюдения техники безопасности.
Ресурсное обеспечение программы
Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты:
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- инструкции по работе с 3D-ручкой
- шаблоны для 3D-ручки
- экранные видео лекции, видео ролики;
- информационные материалы на сайте, посвящённом данной дополнительной образовательной программе;
По результатам работ всей группы будет создаваться проект, который можно будет использовать не только в качестве отчётности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.
Дидактическое обеспечение
Дидактическое обеспечение программы представлено конспектами занятий и презентациями к ним.
Техника безопасности Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает обучаемым об основных правилах соблюдения техники безопасности.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4кл.)
- Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л. Бочков.- СПб.: Питер, 2013.- 304с.
Интернет ресурсы
- www.losprinters.ru/articles/instruktsiya-dlya-3d-ruchki-myriwell-rp-400a
- http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf
- https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0
- https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
- https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
- http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
- http://www.losprinters.ru/articles/trafarety–dlya–3d–ruchek (трафареты)
- https://selfienation.ru/trafarety–dlya–3d–ruchki/